Следственный комитет возбудил уголовное дело по нарушениям, допущенным в аэропорту Домодедово в сфере безопасности. Как отмечается в распространенном ведомством сообщении, «не исключено, что в дальнейшем это уголовное дело будет объединено с основным уголовным делом, возбужденным по факту совершения террористического акта в аэропорту Домодедово». Дело возбуждено не против конкретных лиц, следствие собирается проверить действия как руководства и службы безопасности аэропорта, так и сотрудников МВД. «Возбуждено уголовное дело по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры аэрокомплекса Домодедово», — говорится в сообщении.
Сообщение Следственного комитета о возбуждении уголовного дела появилось спустя несколько часов после того, как государственные телеканалы показали заявление президента Дмитрия Медведева, назвавшего систему безопасности в Домодедово «анархией».
Медведев потребовал установить меру ответственности как правоохранительных органов и чиновников, так и менеджмента Домодедово. «Имеющиеся данные с места преступления свидетельствуют: была просто анархия, заходили из любых мест. Контроль передвижения в лучшем случае был частичный и практически не распространялся на тех, кто встречает пассажиров», — возмутился президент, выступая на коллегии ФСБ.
Как сообщил ранее РИА «Новости» источник в МВД, после теракта в Домодедово будут проверены подразделения милиции, работающие во всех аэропортах Москвы. Он пояснил, что «проверки коснутся всех подразделений милиции, обеспечивающих безопасность на транспорте, а также смежных с ними структур, в том числе службы авиационной безопасности».
По мнению зампреда комиссии Мосгордумы по безопасности Сергея Гончарова, наказание должны понести все, «кто отвечал за конкретные участки безопасности в Домодедово». «Обеспечением безопасности в аэропорту занимались две структуры, и ни та ни другая не выполнила свои обязанности», — заявил он «Газете.Ru».
При этом, считает Гончаров, независимо от того, чьей вины в случившемся больше, сам факт возбуждения уголовного дела с такой формулировкой, «может быть, позволит сдвинуть с мертвой точки сложившуюся в аэропортах и на вокзалах ситуацию».
«Террорист смог беспрепятственно пройти в зал прилета, минуя все кордоны и металлоискатели, оставшись незамеченным сотрудниками милиции. И такое творится повсеместно на объектах повышенной опасности», — отмечает Гончаров. По его словам, в таких государствах, как, например, США или Израиль, где службы безопасности относятся к своим обязанностям «строго и педантично, даже если это кому-то и не нравится», подобных трагедий не происходит.
В самом Домодедово считают, что аэропорт не должен нести ответственность за теракт.
«Мы считаем, что не должны нести ответственность за происшедший взрыв, так как все требования авиационной безопасности нашими службами были соблюдены», — заявила журналистам во вторник пресс-секретарь аэропорта Елена Галанова. По ее словам, службы авиационной безопасности аэропорта отвечают за безопасность в зоне, где находятся зарегистрированные пассажиры. А в общей зоне аэровокзала за безопасностью следят сотрудники линейного отдела внутренних дел на транспорте Домодедово.
Так, когда в понедельник вечером на входе в здание аэровокзала был введен полный досмотр, заходящих с улицы проводили через рамки металлодетекторов, обыскивали и проверяли их багаж только милиционеры линейного УВД: как пояснили в пресс-службе аэропорта, по закону сотрудники службы безопасности самого Домодедово такой досмотр проводить не могут.
В свою очередь, сотрудники милиции считают, что закон не дает им достаточно полномочий, чтобы обеспечить безопасность при входе в аэропорты и железнодорожные вокзалы.
«К сожалению, нет нормативных актов, которые бы позволяли в полной мере работать на входе в аэровокзальный комплекс», — заявил начальник управления на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу Игорь Жуков во вторник в рамках внеочередного заседания антитеррористической комиссии Ростовской области. По инициативе ведомства на железнодорожном вокзале в Ростове-на-Дону на входе установили интроскоп (рентген-устройство, предназначенное для проверки багажа), но при этом «ни один нормативный документ этого не предусматривает», рассказал Жуков.
Сейчас, по его словам, управление будет вносить предложение по изменению законодательства по ужесточению досмотров, в том числе и на железнодорожных станциях.
По мнению президента фонда Развития инфраструктуры воздушного транспорта Олега Смирнова, виноватым «назначат» аэропорт Домодедово.
«Это выгодно очень многим, и заинтересованные лица уже потирают руки, — считает эксперт. — Хотя установить истину не так уж и сложно: это не летное происшествие расследовать, аэропорт стоит на месте. Стоящие на входе милиционеры должны быть подготовлены таким образом, чтобы уже по внешнему виду они могли определить неблагонадежного гражданина, провести его под металлоискателем, проверить сумку. Но вот делали они это или нет — не знаю. Это и должно было в первую очередь проверить следствие, чтобы сделать выводы, кто как сработал».
Однако основную причину «не прекращающихся уже 20 лет терактов» в стране эксперт видит в слабой «предварительной работе» силовых структур. Он также сослался на опыт США и Израиля, где эти структуры «работают на опережение — выявляют потенциальных террористов и не подпускают их к аэропортам».
«Аэропорт — это линия обороны государства, но, даже если мы введем внутрь аэропортов танки с ракетами, это не решит проблему терроризма», — отмечает Смирнов.
По мнению руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, техническая и кадровая оснащенность в российских аэропортах лучше, чем во многих аэропортах Европы и Азии. Однако металлодетекторы и газоанализаторы направлены на то, чтобы не допустить террористов на борт. «Сейчас можно сколько угодно рассуждать на тему того, что если бы работали рамки досмотра на входе, то жертв можно было бы избежать, — считает эксперт. — Но это пустые спекуляции, потому что количество мест массового скопления людей, где можно было нанести болезненный удар, более чем достаточно. И очередь около металлодетектора в этом плане является ничуть не менее уязвимой, чем группа людей, встречающих пассажиров».
По его словам, аэропорт ничуть не отличается от любого другого места массового скопления людей. «В каждом уличном кафе, на каждой автобусной остановке металлодетекторы не поставишь, — говорит Пантелеев. — И если сейчас будут приняты экстраординарные меры, это будет свидетельствовать, что в одном месте угроза чуть ослабнет, но вероятность нанесения террористического удара по нашему обществу не изменится».
«По нашей Конституции ответственность за безопасность граждан несет государство, — говорит Смирнов. — И государству надо прежде всего разобраться в мотивах терактов. А когда они станут ясны, принять меры к тому, чтобы их устранить. Другого пути просто не существует. А если сейчас ограничиться наказанием Домодедово, оставив без оценки мотивы теракта и действия силовых министерств, это приведет лишь к увеличению в будущем жертв среди ни в чем не повинных людей».