Русская православная церковь разработала рекомендации, которые должны предотвратить межнациональным конфликты. Среди них создание особой группы, оперативно выезжающей на место, где произошел межнациональный спор, учреждение совета народов России и работа с неформальными молодежными движениями.
Список предложений Русская православная церковь (РПЦ) сформулировала вместе с молодежными общественными движениями 30 декабря и теперь выпустила отдельной резолюцией, которую в четверг опубликовал «Интерфакс». Председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин встречался с лидером «Молодой гвардии Единой России» Тимуром Прокопенко, лидером движения «Россия молодая» депутатом от «Единой России» Максимом Мищенко, экс-комиссаром «Наших» депутатом Сергеем Белоконевым, представителями ДПНИ (организация запрещена в России), «Конгресса русских общин», главой Ассоциации православных экспертов Кириллом Фроловым, православными «Георгиевцами». «Современные обстоятельства дают Русской православной церкви право быть одним из наиболее легитимных представителей русского народа в межрелигиозном и межнациональном диалоге, — объясняется в резолюции совещания. — Отмечена и многонациональность самой Русской православной церкви, которая может и должна налаживать межнациональный диалог в пределах своей паствы».
Среди очевидных советов церкви (обучать легальных иммигрантов русскому языку, пресекать любые формы нелегальной иммиграции и предотвращать терроризм) есть предложение «создать при общественной организации «Межрелигиозный совет России» постоянно действующую группу антикризисного реагирования для предотвращения или разрешения межнациональных конфликтов».
Как пояснил «Газете.Ru» Чаплин, это будет «миротворческая миссия Межрелигиозного совета России». Она будет состоять, сказал Чаплин, из трех групп.
«Информационно-мониторинговая группа будет отслеживать потенциальные межрелигиозные и межэтнические конфликты, в частности в интернете. Юридическая — изучать конфликтогенные следственные и судебные дела и готовить реакцию на них. А главная группа оперативного реагирования — выезжать на места конфликтов и массовые мероприятия», — рассказал он. В тексте резолюции также говорится, что для группы оперативного реагирования «принципиально важными» будут мероприятия, «связанные с резонансными делами»: «торжественные похороны, митинги памяти, народные сходы и тому подобное».
В группы будут входить члены религиозных общин — исламской, православной, иудейской и буддистской, а также миряне. Представители молодежных движений, по словам Чаплина, «скорее всего, в группы не попадут», потому что «являются одной из сторон существующей напряженности».
«Хотя, может, в информационную или юридическую группу найдутся люди из движений, которые хотят помочь», — отметил он. Сейчас, по словам Чаплина, Межрелигиозный совет «отбирает людей для групп»: «Получится ли в итоге эта работа — зависит от конкретных ситуаций и людей».
Лидер движения «Россия молодая» Мищенко также сказал «Газете.Ru», что антикризисными группами будет заниматься исключительно религиозный совет. Он отметил, что 30 декабря участники встречи обсуждали «различные национальные и молодежные советы». «Советы по национальностям или союзы студенческих землячеств превратились в органы лоббирования интересов диаспор. Например, как было сказано на встрече, в совете по делам национальностей при правительстве Москвы всего 79 человек и только одна девушка там русская. Остальные — практически все представители диаспор», — сказал он. По мнению Мищенко, большинство в таких структурах должно все-таки представлять «русское коренное население». В резолюции сказано, что состав подобных объединений должен быть соразмерен «объективному соотношению в России народов и религиозных групп». По словам Мищенко, конфликтные ситуации нередко возникают, к примеру, в общежитиях, «когда заезжают первокурсники»: «Среди них есть, к примеру, кавказцы, возникает напряженность, как правило, происходит давление на коренные народы России. А союзы землячеств потом выгораживают своих студентов, становятся политической крышей для диаспор».
Зампред Союза студенческих землячеств Москвы Азамат Минцаев рассказал «Газете.Ru», что организация «не представляет интересны каких-либо определенных этнических групп». «Приоритетов нет. Да, неоднократно поднимался вопрос, что диаспоры вытаскивают из конфликтных ситуаций своих. Но вытаскивают не землячества, а родственники», — считает он. Принцип работы союза, говорит Минцаев, не завязан на какой-либо определенной этнической группе. «Мы берем из университетов лидеров разных этнических групп и делегируем их в союз. Они работают с представителями своей национальности. У нас в союзе порядка 30—35 национальностей. Выбирать нужно не по количеству проживающих людей. Нужно выбирать одного человека, лидера, который сможет построить эффективную работу», — сказал Минцаев.
В резолюции сказано, что «для организации постоянного межнационального и межрелигиозного диалога» нужно создать отдельный совет народов России. Впрочем, Чаплин отметил, что предложение «было сделано молодыми людьми» и что он «воспринимает его как дискуссионное».
Также было решено разработать свод правил, чтобы «оценивать личность по национальному признаку», рассказывать о поведении в общественных местах и о том, как в обществе «применять национальную культуру». «Над ними должны работать представители этнических обществ, они должны все это делать сами», — пояснил Чаплин.
Отдельный пункт резолюции предполагает «общественный контроль за правоохранительными органами»: создать из неформальных молодежных объединений (какие союзы под этим подразумеваются — в РПЦ не пояснили), в том числе этнических и религиозных, народные дружины по охране общественного порядка. А через социальные сети и блогосферу ликвидировать юридическую безграмотность общественных активистов.
Неформальные молодежные объединения, согласно тексту, лучше легализовать: «Способствовать вовлечению неформальных объединений в легальную и цивилизованную общественно-политическую жизнь страны».
«Рекомендации направлены обществу и правоохранительным органам, движениям молодежной политики, ответственным институтам», — сказал член Ассоциации православных экспертов Кирилл Логинов. Как молодежные движения будут реализовывать рекомендации на деле — он сказать не смог.
Мищенко также сказал, что «дискуссия между РПЦ и молодежными объединениями только началась», и конкретных мер по реализации рекомендаций не назвал. «Мы внесли предложения, которые попали в резолюцию. Мы говорили о причинах, о том, что нужно менять советскую национальную политику. Мы строим дружбу народов, как в СССР, хотя ситуация сейчас другая», — сказал он.