Ровно через два месяца после назначения на пост столичного мэра Сергей Собянин провел свое первое телеобщение с горожанами. Передачу «Лицом к городу» с участием Юрия Лужкова на телеканале «ТВ Центр» сменил «Наш город» Собянина. В среду вечером полтора часа в прямом эфире мэр отвечал на вопросы горожан, которые они в течение недели задавали на сайте канала, где был установлен баннер с надписью «Задай вопрос мэру», а также на сайте информационного агентства «Новости».
Для передачи «Наш город» была оборудована новая студия с панорамным видом на Москву на одном из верхних этажей Центра международной торговли. Так, чтобы за окном была жизнь реального города, а не виртуально созданная панорама. Интерактивность передаче придавали организованные в городе несколько точек с включениями. Одним из продюсеров и ведущим программы выступил журналист НТВ Антон Хреков, хорошо известный телезрителям по авторской программе «Главный герой».
К передаче было собрано несколько тысяч вопросов, и мэр сам отбирал те из них, на которые планировал отвечать. Можно было задать вопрос и в ходе прямой трансляции — в комментариях на сайте РИА «Новости».
За два месяца работы на новом посту Собянин успел сделать несколько заявлений, серьезно напугавших москвичей. И теперь в телеэфире объяснял, что его неправильно поняли.
Так, мэр назвал «бредовой» информацию о том, что все новые станции метро, якобы согласно его указанию, будут типовыми, однотипными, из «дешевого кафеля». На самом деле у него «и в мыслях такого не было — делать стены из кафельной плитки и низкие потолки по два двадцать». «Что такое типовая станция — это типовой проект самого каркаса, а что находится внутри, какая отделка — естественно, что-то будет индивидуальным, с дизайнерской проработкой», — объяснил Собянин.
Ликвидировать троллейбусы в центре города власти Москвы тоже не планируют. Эта тема начала обсуждаться после опубликования на сайте столичной мэрии плана первоочередных мер по решению проблем московского транспортного узла. «Мы не планируем. При этом мы за то, чтобы большинство граждан передвигалось на автобусах», — сказал Собянин.
Но главным хитом стала идея переселения пенсионеров из Москвы. Эта тема дважды обсуждалась мэром в беседах с двумя губернаторами соседних областей.
Собянин предложил организовать «городки для пенсионеров» во всех районах Центрального федерального округа. И в присланных к передаче вопросах горожане интересовались, будут ли созданы для этого специальные условия или переселение вообще будет проходить принудительно.
«Можно извратить любую идею, я никогда не говорил о выселении за пределы города пенсионеров, это полная чушь», — возмущался Собянин в прямом эфире. Он отметил, что большое количество пенсионеров на лето выезжает за пределы города, где сталкиваются совсем с другим уровнем медицинского и социального обеспечения. «Необходимо там им обеспечить высокий уровень медицинского обслуживания и социальной защиты, ведь проживают они там на своих дачах далеко не в лучших условиях», — объяснил градоначальник.
«Кто хочет жить в Москве – мы только рады этому, это наши граждане. Кто и куда их будет переселять? Это бредовые измышления», — заявил мэр, пообещав тем пенсионерам, которым комфортно жить в Москве, создать «все необходимые условия».
Например, напомнил Собянин, проблемой является отсутствие приличных продуктовых магазинов в центре города. Поэтому власти Москвы сдадут первые этажи находящихся в муниципальной собственности зданий в аренду магазинам шаговой доступности. Также мэр намерен разобраться в работе службы «скорой помощи» в Москве и с дефицитом мест в больницах. А к концу следующего года москвичи получат универсальные электронные карты, которые будут выполнять функции страхового полиса, социальной карты и пенсионного удостоверения, банковской карты и транспортного проездного.
Позаботятся городские власти и о комфорте и благополучии трудоспособной части населения города. В частности, фонд заработной платы бюджетников в Москве будет увеличен в 2011 году на 8%.
Мэр подтвердил сохранение социальных гарантий в сфере ЖКХ, пообещал навести порядок с ТСЖ, благоустроить дворы и парки, а также заверил, что летние отключения горячей воды не будут превышать 10 дней.
Собянин считает, что управляющие компании в Москве должны быть максимально открытыми. «Мы создали координационный совет на уровне города и на уровне административных округов. Работа управляющих компаний должна быть более прозрачной, они должны в интернете представлять отчет о своей деятельности», — рассказал Собянин.
Поговорили немного и о личном. Градоначальник пожаловался на занятость, не позволяющую ему ни покататься на горных лыжах, ни проехать за рулем автомобиля по улицам города.
На вопрос, становится ли Москва ему родной, несмотря на то что сам он из Сибири, мэр ответил утвердительно. «Родным становится то, во что вкладываешь душу. Я много работаю, вкладываю всю душу, конечно, Москва становится родным городом», — сказал он.
Большую часть передачи мэр посвятил свой излюбленной транспортной тематике.
Собянин сообщил, что столичное правительство уже подготовило ряд мер, направленных на облегчение ситуации на московских дорогах. Он назвал четыре главных направления борьбы с пробками: улучшение работы общественного транспорта, создание системы регулирования транспортных потоков в городе, развитие парковочных пространств и решение локальных уличных проблем (мэр насчитал в Москве 450 «узких горлышек»). В следующем году будет составлен долгосрочный план стратегического развития города, пятилетний план развития транспортных коммуникаций, рассказал Собянин.
Кроме того, власти столицы оценят целесообразность строительства четвертого транспортного кольца.
Сам мэр сомневается в правильности продолжения реализации проекта. «Вопрос по четвертому транспортному кольцу действительно очень серьезный. Мы начали строить участок, достроим его. А двигаться дальше или нет — это вопрос», — сказал Собянин. По его словам, стоимость одного километра строительства «из-за того колоссального объема сноса стоит порядка 7 млрд рублей», а эффективность таких трат неочевидна.
Проект реконструкции Волгоградского проспекта, который является одной из самых загруженных магистралей в Москве, появится в феврале 2011 года, сообщил Собянин. А в будущем предполагается строительство дублера Волгоградского проспекта.
Кроме того, мэрия собирается ввести систему лицензирования такси и ужесточить штрафы за незаконный извоз.
По словам мэра, легальным таксистам, возможно, разрешат пользоваться выделенными полосами для общественного транспорта. Для контроля за использованием этих полос будут установлены видеокамеры. «Надо решать проблемы в комплексе... При создании таких полос мы собираемся устанавливать камеры видеонаблюдения, увеличивать штрафы за выезд другого транспорта на эти полосы», — рассказал мэр. При этом, по его мнению, эксперимент с первой в городе выделенной полосой на Волоколамском шоссе, удался: «Нарушение графика движения общественного транспорта уменьшилось на 60%».
Между тем, по мнению оставлявших свои комментарии на сайте РИА «Новости» горожан, организаторы и главный герой программы «Наш город» чересчур увлеклись транспортной тематикой.
«Целый час болтать о пробках в Москве — это просто возмутительно. Море вопросов останутся без ответа. «Максимальная интерактивность» — это круто, у меня уже в печёнках сидит ваш Волгоградский проспект», — не выдержал один из телезрителей. «Я правильно понимаю, что сегодня ответы будут на вопросы лишь только о транспорте? Очень обидно, уважаемые журналисты. Выделен всего один час, и я уже устал слушать о транспорте», — разочарованно написал другой. «Передача не получилась интерактивной. Кто тянет время — Хреков или мэр? Где конкретные ответы на конкретные вопросы?» — интересовался третий.
Впрочем, у москвичей есть шанс услышать ответы на свои вопросы в следующий раз. Программу «Наш город» обещано сделать ежемесячной. И к следующей передаче будет организован новый сбор вопросов. Выступать перед горожанами Собянин всегда будет лично, в отличие от программы «Лицом к городу» в «Нашем городе» заместители мэра появляться не будут.