В среду Генпрокуратура внесла в адрес главы Минобрнауки Андрея Фурсенко представление об устранении нарушений, выявленных при проверке российской системы образования. В основном в поле зрения надзорного ведомства попали школы — именно там, по мнению сотрудников прокуратуры, происходят масштабные и злостные нарушения.
Прежде всего, сотрудников прокуратуры обеспокоил факт сокращения количества школ в России.
«Прокуратурой установлено, что с 2008 по 2010 учебные годы число образовательных учреждений в стране уменьшилось с 57 до 50 тыс. Только в Омской области ликвидировано 79 учреждений и 160 их обособленных структурных учреждений. А в Ульяновской области отменены постановления о ликвидации пяти школ общей численностью более 1,7 тыс. учащихся», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Генпрокуратуры.
«В первую очередь страдают малокомплектные и небольшие школы: чем меньше школа, тем больше шансов у нее быть закрытой. Вслед за школой исчезает село и образуются пустые территории при перенаселенных соседях. Рано или поздно это кончится плохо», — считает заместитель комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.
Еще одна претензия прокуратуры касается нарушения прав инвалидов-школьников.
В ходе проверки было выявлено, что сеть специальных школ для детей с ограниченными возможностями сокращается: по итогам проверки было выявлено, что за последние три года их количество сократилось на сто учреждений. Имеющиеся школы не оборудованы пандусами, поручными, подъемниками и не имеют специальных учебных пособий.
«Конечно, нарушения есть. Особенно в образовательных школах. Очень редкие школы имеют условия приемлемые для детей со специальными образовательными потребностями. В Москве ситуация более-менее благополучная, а наши партнеры в регионах говорят о том, что там очень редко бывают созданы необходимые условия для обучения детей с инвалидностью и зачастую нет даже обычных пандусов. Например, в общеобразовательных школах вообще нет учебных пособий для незрячих детей», — рассказала «Газете.Ru» директор Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Денис Роза.
Кроме того, как заявили в Генпрокуратуре, «при приеме детей в школы нарушается принцип доступности общего образования, закрепленный в ст. 43 Конституции и законом «Об образовании».
В частности, «проводятся непредусмотренные законом конкурсы и отборы по результатам тестирования, от родителей учащихся требуют предоставление излишних документов», — говорится в сообщении ведомства.
Представители школ подтверждают наличие таких злоупотреблений. «Такие нарушения встречаются сплошь и рядом, причем уровень заданий для тестирования, как правило, не соответствует уровню заведения», — рассказал «Газете.Ru» учитель лицея1525 «Воробьевы горы» Леонид Перлов. При этом он пояснил, что если ребенок поступает в первый класс и прописан по этой школе, то тестирование является незаконным, но даже если он не прописан, то при наличии свободных мест должен быть принят без каких-то ни было экзаменов. «Тестирование или правильнее сказать собеседование возможно лишь в качестве вспомогательного инструмента для того чтобы, к примеру, выяснить группу по изучению языка или для занятий физкультурой. При поступлении в непростые школы, имеющие соответствующую лицензию и статус гимназии или лицея отбор законом допускается», — сказал он.
Еще одно системное нарушение, которое обнаружила Генпрокуратура — денежные поборы с родителей под видом благотворительного добровольного взноса или помощи школе, которые на самом деле носят принудительный и обязательный характер.
«Премьер-министр Владимир Путин недавно заявил, что любой сбор денег незаконен и, согласно Конституции, это правильно, но Минфин финансирует образование в лучшем случае наполовину от минимальных потребностей. Встает выбор: или собирать деньги или оставаться в нищенском состоянии. Если мы хотим качественное бесплатное образование, нужно увеличить финансирование вдвое, а если мы хотим играть в популизм, тогда запрещаем любые поборы и переваливаем ответственность на учителей и директора», — говорит Олег Смолин.
В ряде образовательных учреждений проверка выявила, что школьники имеют свободный доступ с интернет-контенту «недетского» характера, содержащему экстремистские, эротические и даже порнографические материалы.
Такое бесконтрольное отношение администрации школ к пользованию интернетом было выявлено в ряде регионов России. «Московские школы раньше других регионов приобщились к интернету и имеют приличный опыт в этом вопросе. Когда в рамках нацпроекта по образованию шла информатизация всей страны мы пытались объяснить министерству, что информатизация образовательных учреждений – это не только компьютеры. Мы предлагали делать разработки по обучающим программам для учителей по безопасности, по пользованию контентом, но наше предложение не было воспринято и отсюда мы имеем те проблемы, на которые указывает Генпрокуратура», — уверен уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.
В итоге Генпрокуратура предложила министерству образования и науки разработать единый порядок проведения экспертной оценки последствий всех нарушений, связанных с реорганизацией и реконструкцией школ, разработать порядок приема как в обычные школы, так в гимназии и лицеи и прекратить практику поборов со стороны администраций школ.
На все эти мероприятия согласно действующему законодательству у министра есть ровно месяц.
«Сроки по представлениям прописаны в ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений и результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Генпрокуратуры.
Каким образом министерство собирается устранить все эти нарушения, непонятно. Получить комментарии в пресс-службе Минобрнауки к вечеру среды не удалось.