В детсадах, школах и средних специальных учебных заведениях (ссузах) Ставрополя появятся кураторы из высших чинов ГУВД и ФСБ. Такое решение приняла городская антитеррористическая комиссия, заседание которой прошло на этой неделе. В образовательных учреждениях сотрудники правоохранительных органов будут заниматься «профилактикой экстремизма и терроризма». «Для верности над всеми образовательными учреждениями краевого центра будет закреплено кураторство высших чинов ФСБ и УВД, которые станут связующим звеном между школой и силовыми структурами в вопросах профилактики терроризма и экстремизма, обеспечения общественной безопасности и одновременно выступят высококомпетентными консультантами в решении этих задач», — сказано в сообщении администрации.
Как пояснил «Газете.Ru» начальник отдела по обеспечению безопасности администрации города Денис Алпатов, силовики будут «разрабатывать методические рекомендации для учащихся».
Сюда входят профилактика экстремистских настроений среди молодежи, разъяснение, что такое экстремистская деятельность, «воспитание к ней негативного отношения».
Кроме того, милиционеры и эфэсбэшники должны будут рассказать детям, «как действовать при возникновении различного рода ЧС». «Например, что они должны делать, если услышали выстрел, как себя вести при захвате заложников, если в школе обнаружили бомбу. Куда звонить, что еще делать», — пояснил Алпатов. Возможно, что по рекомендациям правоохранительных органов будут выпущены соответствующие брошюры или методические пособия.
Не исключено, по словам чиновника, что милиционеры и чекисты будут приходить в учебные заведения на уроки.
«Но скорее всего, в основном по их методическим рекомендациям уроки проведут уже профессиональные преподаватели. Ключевое здесь, что ГУВД и ФСБ будут оказывать содействие в профилактике терроризма», — говорит Алпатов.
За профилактическую работу в каждом учебном заведении будет отвечать свой куратор по линии ФСБ и ГУВД. Он будет «согласовывать с педагогами уроки по противодействию экстремизму и терроризму и организовывать различные встречи». «Директор может связаться с куратором при любой необходимости. Это и вопросы защищенности объекта, проведения каких-то мероприятий. Куратор уже будет связываться со своим руководством», — поясняет чиновник. Один милиционер или эфэсбэшник может стать куратором сразу нескольких учебных заведений. По информации администрации, несколько кураторов в ГУВД уже назначены.
Впрочем, в правоохранительных органах пока об итогах совещания антитеррористической комиссии ничего не знают. В ФСБ «Газете.Ru» о предстоящей работе «высших чинов» в школах, детских садах и колледжах «сказать ничего не могут», потому что «никакой информации нет», сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь УФСБ Ставропольского края Евгения Андросова. Рассказать о кураторах-милиционерах в пресс-службе краевого ГУВД также не смогли.
Не слышали о взаимодействии учебных заведений с милицией и ФСБ и в образовательных учреждениях.
В детском саду № 5 «Газете.Ru» сказали, что на днях им пришел только приказ «Об усилении контроля за противодействием коррупции». «В нем говорится, что в управлении образования создается рабочая группа по противодействию коррупции, — зачитала документ одна из воспитательниц сада. – О правоохранительных органах у нас ничего не слышали. В сад по этому поводу никто не приходил». В школе № 3 «Газете.Ru» также сказали, что об отношениях «высших чинов» ФСБ и ГУВД и школы также ничего не знают. Какого рода кураторство будет в их школе, учителям «очень интересно».
Правозащитник и глава фонда «Право ребенка» Борис Альтшуллер относится к инициативе ставропольских властей негативно. «ФСБ в детских садах – это символ эпохи, символ полного абсурда», — говорит он.
По его мнению, чтобы у молодежи не было желания заниматься экстремистской деятельностью, нужно обеспечить ей «нормальные социальные условия и нормальный досуг». «Ничего лучше нет, чем просто заниматься детьми, не оставлять на улице на произвол судьбы. В том же Ставропольском крае с этим очень много проблем», — говорит Альтшуллер. Рассказывать детям, как вести себя при теракте, по словам правозащитника, бессмысленно: «Организуйте нормальную работу, предотвращайте теракты — причем тут дети?» Альтшуллер боится, что в Ставрополе просто «реализуют очередную бюджетную программу». «На нее будут брошены бешеные деньги, в том числе и на зарплаты этим силовикам», — говорит он.
Напомним, что в 2009 году администрация города утвердила программу «Безопасный Ставрополь» на 2010–2012 годы. Ее целями в том числе являются «гармонизация межэтнических и межкультурных отношений» и «повышение уровня антитеррористической защищенности учреждений образования».
На ее реализацию из городского бюджета выделено 64 млн 703 400 тысяч рублей: почти 51 млн рублей на 2010 год, около 7 млн на 2011 и 7,5 млн на 2012 год.
Одним из приоритетных пунктов программы является оснащение учебных заведений камерами видеонаблюдения — на это планируется потратить за три года 2 млн 50 тыс. рублей. 240 тыс. за три года потратят на «мониторинг этноконфессиональных отношений и межнациональной напряженности в городе», в том числе среди учащейся молодежи. Под «мониторингом» составители программы подразумевают соответствующие социологические исследования. Больше всего по программе «Безопасный Ставрополь», почти 23,5 млн рублей, потратят на восстановление системы автоматического пожаротушения в Ставропольском дворце культуры и спорта.