В пятницу на совещании по оперативным вопросам в мэрии столицы Сергей Собянин заявил о необходимости разрешить проблему, мешающую строительству нового здания для Дома русского зарубежья им. Солженицына на Таганке. По его словам, это «странная проблема», так как «никакого памятника там нет, а охранная зона есть». «Надо позаниматься этим и постараться решить, — заявил мэр. – Чтобы можно было начать проектирование и строительство».
Ранее столичный градоначальник говорил о готовности помочь в строительстве нового здания для расширения Дома русского зарубежья. Выступая на пятнадцатилетии со дня основания Дома во вторник, он сообщил, что в следующем году из городского бюджета выделят средства для проектирования нового здания, где разместятся находящиеся пока в хранилищах архивные материалы и музейные экспонаты.
«Московское правительство всегда помогало, и я подтверждаю, что и будет помогать развиваться Дому русского зарубежья. И уверен, что мы многие материальные проблемы, которые сегодня стоят, решим», — сказал Собянин.
Дом русского зарубежья общей площадью 8,3 тысячи квадратных метров был построен в 2003 году на Нижней Радищевской улице напротив православного храма Святого Николая на Болвановке. Это место — один из семи московских холмов, вершина Таганского.
Как рассказал «Газете.Ru» директор Дома Виктор Москвин, предполагается строительство первого в мире Музея русского зарубежья. Дополнительные хранилища и экспозиционные площади потребовались для более чем 18 тысяч экспонатов и 80 тысяч ценнейших единиц архивного хранения, среди которых рукописи Бердяева, Шмелева и Мережковского. Согласно уже имеющимся предпроектным предложениям, общая площадь нового здания составит 5 тысяч квадратных метров. Большая часть помещений будет расположена под землей, «чтобы не затрагивать сквер».
По словам Москвина, принципиальное решение о строительстве было принято еще несколько лет назад.
Действительно, два года назад, когда библиотека-фонд «Русское зарубежье» была преобразована в Дом русского зарубежья, выполняющий и музейные, и библиотечные функции, Юрий Лужков заявил о принятом им решении построить 4-этажное подземное фондохранилище и выставочный комплекс.
По словам Москвина, несмотря на данные поручения, бывший глава Москомнаследия Юрий Шевчук тянул с решением. «Я думаю, он берег честь мундира, — предположил Москвин. – Ведь это его предшественники не уберегли памятник». Дело в том, объяснил он, что за предназначенным для реконструкции строением, принадлежащим Дому, находится здание банка. В конце 90-х годов находящийся на его месте официально признанный памятник архитектуры снесли и построили новодел, за которым сохранился статус памятника. «Поэтому мы попадаем в зону липового памятника», — пояснил Москвин.
Получить в пятницу комментарии у чиновников Москомнаследия не удалось.
Между тем, по мнению экспертов, речь идет об объединенной охранной зоне Таганки, а не отдельного памятника.
«Что значит «нет никакого памятника»? Там со всех сторон памятники. Это объединенная охранная зона», — возмущается член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко.
По словам ответственного секретаря «Архнадзора» Натальи Черняевой, даже если банк-новодел действительно «липовый» памятник, объединенную охранную зону Таганки никто не отменял. А по закону никакое строительство в охранной зоне не допускается. «В этом месте плотная историческая застройка, и даже если туда не попадают статусные памятники, ничего капитального строить здесь невозможно», — объяснила Черняева «Газете.Ru».
Правда, признает эксперт, можно обойти закон, изменив саму охранную зону.
«Во времена Лужкова довольно часто под очередной инвестпроект выпускалось соответствующее постановление правительства города о корректировке охранной зоны, — рассказала Черняева. – Но мы надеялись, что при новом мэре такой практики не будет».
По словам эксперта, в «Архнадзоре», согласны с тем, что Дому русского зарубежья надо расширяться. Но сделать это можно, и не затрагивая интересы культурного наследия. Например, для развития фонда русского зарубежья мэрия может выкупить у банка его новодел, предлагает Черняева.
«Пока нет распорядительных документов, непонятно, как именно собираются изменять охранную зону, но само намерение корректировать ее границы не может не настораживать, — говорит ответственный секретарь «Архнадзора». – Надеемся, что, прежде чем выпускать такие документы, мэрия посоветуется с экспертами и не станет корректировать охранную зону. За последние 15 лет Москве хватило такой практики. Мы не хотели бы входить в конфликт с новым городским руководством и надеемся, что возобладает законный подход».