В пятницу Сыктывкарский городской суд Республики Коми вынес приговор экс-зампрокурора Ухты Григорию Чекалину, обвинявшемуся в даче ложных показаний. Уголовное преследование бывшего прокурора началось в 2009 году. Чекалин входил в следственную группу, разбиравшуюся в обстоятельствах поджога торгового центра «Пассаж» в 2005 году. Жертвами ЧП стали 25 человек. На скамье подсудимых тогда оказались 21-летний Антон Коростелев и 22-летний Алексей Пулянин. Однако первый судебный процесс для них закончился оправдательным приговором, который управление СКП по Коми тут же обжаловало. В 2009 году Коростелев и Пулянин получили пожизненные сроки, а в уголовном деле появились новые фигуранты — братья Махмудовы, Фахрутдин и Асред, монополисты на местном рынке железобетона. По данным следствия, поджог осужденным заказали именно Махмудовы, у которых был давний конфликт с собственником «Пассажа». В ходе обоих судебных процессов Чекалин утверждал, что уголовное дело о поджоге было полностью сфальсифицировано, на скамье подсудимых оказались «первые подвернувшиеся под руку следствию», а реальными организаторами поджога могут быть члены одной из местных ОПГ. На первом процессе — в качестве гособвинителя, а на втором — в качестве свидетеля, уже уволившись из прокуратуры.
Однако бывшие коллеги Чекалина усмотрели в его заявлениях нарушение ст. 307 (дача заведомо ложных показаний) Уголовного кодекса.
Экс-прокурор уехал в Москву, где на волне популярности милиционера-видеоблогера Алексея Дымовского записал свое видеообращение к президенту, а в ноябре прошлого года был задержан и этапирован в Коми. Там ему предъявили обвинения, а в марте этого года уголовное дело Чекалина передали в суд.
Как сообщает пресс-служба республиканского управления СКП, собранные бывшими коллегами Чекалина доказательства «признаны судом достаточными для вынесения обвинительного приговора».
Согласно приговору, экс-прокурору предстоит провести в колонии-поселении полтора года.
Гособвинитель во время прений сторон требовал приговорить его к четырем годам колонии общего режима. «Чекалин, имея личную заинтересованность в вынесении оправдательного приговора исполнителям поджога торгового центра «Пассаж», дал показания о фальсификации материалов уголовного дела, обвинив в этом следователя, расследовавшего это дело», — заявили в управлении СКП по Коми. Следователи говорят, что личная заинтересованность Чекалина в даче ложных показания была подтверждена еще Верховным судом Коми, возвращавшим дело Пулянина и Коростелева на новое рассмотрение. «В нарушение норм УПК Чекалин тайно записывал на диктофон разговоры со свидетелями, сотрудниками правоохранительных органов, которые впоследствии передавал стороне защиты», — говорят в СКП.
Сам Чекалин после судебного заседания заявил «Газете.Ru», что виновным себя не признал, а приговор обжалует в ближайшее время. «Судья очень много фактов в приговоре просто передернул, там даже ни слова о показаниях действующих сотрудников ФСБ, подтверждавших мою невиновность», — сказал экс-прокурор. Пока приговор не вступил в законную силу, Чекалин останется на свободе, так как суд решил не брать его под стражу. «Проблема в том, что в суде так и не установили мотива преступления. Говорили о личной заинтересованности, но, зачем я, прокурор, пришел в суд и якобы начал врать, не выяснили. Выходит, что я такой вот странный прокурор», — возмущается осужденный. Впрочем, оговорился Чекалин, он никогда не отрицал и не скрывал, что дружил с братьями Махмудовыми, но необходимости избавить их от уголовного преследования у него не было. «Я знаю, что они невиновны, и давал показания о фальсификациях еще тогда, когда следствие не включило их в списки обвиняемых», — сказал экс-прокурор. По мнению Чекалина, его уголовное преследование — месть бывших коллег. «Люди поняли, что если вскрывать факты фальсификаций, то сажать придется очень много народа, а так проще объявить меня одного вруном и посадить», — уверен он.
С октября этого года в отношении Чекалина расследуется еще одно уголовное дело — по факту мошенничества.
Речь идет о событиях 2008—2009 года, когда экс-прокурор устроился юристом в компанию «Правеж» и работал с бумагами предпринимательницы Людмилы Шкрум. Она уступила юридической фирме свою дебиторскую задолженность под вексель с последующим расчетом с ней до 2011 года, но впоследствии заявила, что вексель так и не получила. Шкрум трижды обращалась в правоохранительные органы, требуя возбудить против Чекалина уголовное дело, но следователи ей отказывали. Однако за два месяца до конца процесса по делу о лжесвидетельстве в СКП передумали, приняв жалобу Шкрум к производству. «По делу о мошенничестве мы не раз говорили, что речь идет о давно разрешившемся арбитражном споре, но следствие настаивает на обратном. Мы уже подали ходатайство, чтобы дело расследовал Следственный комитет при МВД, а не местные следователи. В Коми Григорию ждать справедливости нечего», — сказал адвокат Чекалина Григорий Бураков.
В ноябре этого года был вынесен приговор еще одному автору видеообращения о фальсификациях в «деле «Пассажа». Оперативник Михаил Евсеев также входил в следственную группу по делу о поджоге и вместе с Чекалиным записал видеообращение к президенту. В августе этого года его задержали в Москве, обвинив в разглашении гостайны (подробностей этого дела следователи СМИ так и не сообщили). Суд признал Евсеева виновным и приговорил к году и трем месяцам колонии-поселения.