Управление ФСБ по Краснодарскому краю инициировало доследственную проверку брошюры «Мемориала» на предмет наличия в ней экстремизма. Об этом «Газете.Ru» рассказали представители правозащитной организации «Агора», сейчас оказывающие своим коллегам юридическую помощь.
Сотрудников спецслужб интересует доклад «Положение граждан бывшего СССР на территории Краснодарского края», выпущенный в 2009 году при финансировании Евросоюза.
За ним, по словам представителя «Агоры», в типографию приходил сотрудник правоохранительных органов, показавший удостоверение ФСБ. Составителями брошюры, копия которой имеется в распоряжении «Газеты.Ru», были сотрудник «Мемориала» Александр Осипов и глава молодежной организации по борьбе с ксенофобией «Этника» Анастасия Денисова. В 94-страничном докладе, ничем не отличающемся от любого другого правозащитного отчета, авторы рутинно, на примерах конкретных дел, цитируя многочисленные нормативные акты, анализируют положение живущих в Краснодарском крае месхетинских турок, езидов, курдов и т. д.
«Сложность ситуации в том, что проблемы вытекают не из конкретных злонамеренных решений конкретных людей и не из воображаемой «напряженности в межнациональных отношениях». Проблемы вызваны существованием очень вязкой, весьма устойчивой и принципиально враждебной людям бюрократической системы», — говорится в предисловии к отчету. Говоря о дискриминации нацменьшинств, правозащитники критикуют работу как органов Федеральной миграционной службы (ФМС) местной милиции, так и гражданских ведомств – ЗАГСов и районных администраций, а также казаков. «При проверках режима пребывания в России, которые осуществлялись милицией и казаками прямо во дворах домов езидов, допускались не только словесные ксенофобные оскорбления, но и физическое насилие. Так, несколько лет назад в дом к Исмаилу Садояну милиция пришла вместе с казаками. Они требовали, чтобы его семья уезжала из России», — приводят пример авторы брошюры.
«Оказалось, что этими примерами и докладом в целом мы разжигаем ненависть по отношению сразу к нескольким социальным группам», — сказала «Газете.Ru» Денисова. В среду оперативник угрозыска краснодарского УВД Николай Лучников вручил правозащитнице повестку о вызове на допрос к следователю СКП Андрею Можейко. Копия повестки есть в распоряжении «Газеты.Ru»: в ней следователь просит Денисову явиться к 12.00 1 декабря в кабинет № 18 в здании городского следственного управления по адресу улица Красноармейская, дом № 25.
На допросе вместе со следователем были оперативник и мужчина, который отказался представляться, сказав, что пишет книгу «о трудовых буднях работников прокуратуры», рассказала Денисова. «Следователь вручил мне толстую папку. Как я поняла, это были материалы доследственной проверки. Следователь объяснил, что «дело серьезное» и вообще я «подрываю основы конституционного строя». Теперь буду ждать решения прокуратуры: вроде должны еще позвать», — рассказала глава «Этники». Денисовой дали ознакомиться с частью собранных следователем документов, в частности с заключениями двух экспертов Минюста – лингвиста Сергея Федяева и психолога Альбины Рогозы. Анализ выдержек из брошюры занял у экспертов шесть страниц.
«Под конец они приходят к выводу, что, поскольку в брошюре дана негативная оценка работы разных госслужб, «брошюра направлена на формирование негативного образа сотрудников администрации Краснодарского края, прокуратуры, милиции, работников ЗАГСа, судов и казаков» и в ней имеются «высказывания, направленные на возбуждение ненависти по признаку социальной группы», — рассказала Денисова.
Правозащитница говорит, что встречает фамилию Федяева в уголовных делах об экстремизме уже не в первый раз. Именно он проводил экспертизу статей дагестанского оппозиционного журнала «Черновик», которые местное управление ФСБ требовало признать экстремистскими.
Главный редактор журнала Надира Исаева, напомним, в этом году получила премию Комитета защиты журналистов International Press Freedom Award. Выступая на церемонии награждения, Исаева отметила, что судебное преследование «Черновика» связано исключительно с его объективным освещением ситуации в Дагестане.
Глава «Этники» Денисова также считает, что в случае с брошюрой «Мемориала» ФСБ «нашло формальный повод надавить на правозащитные организации». «Насколько я знаю, пока на допрос вызвали только меня, но ребят из «Мемориала» тоже ищут, просто еще не смогли дозвониться», — считает правозащитница.
Денисова уже становилась фигурантом уголовного дела об использовании контрафактного программного обеспечения. Милиционеры в 2009 году изъяли из офиса «Этники» все компьютеры, решив, что на них установлено нелицензионное ПО и возбудили против главы организации уголовное дело. Однако в апреле этого года оно было прекращено за отсутствием состава преступления, а прокуратура принесла Денисовой официальные извинения. «Мне кажется, что теперь в правоохранительных органах решили отыграться. Все-таки надо как-то продолжать линию по давлению на правозащитников, раз уж начали. А варианта, как показала практика, два — либо контрафакт, либо «разжигание» где-нибудь найти», — уверена Денисова.
Впрочем, и ФСБ, и Министерство юстиции открещиваются от каких-либо проверок в отношении «Мемориала» или «Этники».
В управлении Минюста по Краснодарскому краю «Газете.Ru» заявили, что психолог Альбина Рогоза у них никогда не работала. «Экспертизу брошюры, выпущенную правозащитным центром «Мемориал», управление Минюста по Краснодарскому краю не проводило», — сообщила начальник отдела Надежда Фокина. Управление ФСБ по Краснодарскому краю также отрицает факт проверки правозащитников. «Наши сотрудники не проводят никаких проверок в этой организации», — ответили в пресс-службе.
В управлении СКП по Краснодарскому краю, в свою очередь, подтвердили, что допрашивали Денисову. «Действительно, такое было. По этим материалам уже выносился отказ в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия состава преступления. Однако прокуратура потребовала еще раз допросить правозащитницу, поэтому мы возобновили производство. Думаем, что и сейчас откажем в возбуждении дела, так как из экспертизы не усматривается какого-либо разжигания», — сказали «Газете.Ru» в ведомстве.