— Иван Васильевич, расскажите: кто работал над законопроектом?
— Рабочая группа по подготовке текста законопроекта была утверждена комиссией правительства по законопроектной деятельности, туда вошли представители всех профильных министерств, Совета федерации и Госдумы, а также ректоры ведущих высших учебных заведений и представители региональных органов управления образованием. Всего более тридцати человек, то есть группа достаточно большая.
— К проекту закона предъявляются претензии, что в нем не обозначены ни цели, ни задачи реформы образования. Можете пояснить, в чем заключается концепция этого документа?
— За последние годы явно обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. Сейчас действует закон, который принимался в 1992 году, с того времени многое изменилось — и в подходах к образованию, и в обеспечении образовательного процесса. Новый закон должен позволить системе образования работать, не отставая от модернизационных запросов общества.
— Критики проекта закона «Об образовании» говорят, что в нынешнем виде он слишком объемный и больше похож на «справочник, пересказывающий российское законодательство в области образования». Как будет решаться этот вопрос?
— На сегодняшний день отношения в сфере образования регулируются слишком большим количеством законодательных и других нормативных правовых актов. Если собрать их все вместе — поверьте, получится куда более массивное издание, чем те материалы, которые сейчас выложены на сайте министерства для обсуждения. И, тем не менее, в настоящее время законопроект дорабатывается, в том числе на предмет возможности сокращения его объёма. Мы уже провели стилистическую работу, убрали ненужное дублирование, сделали текст более выверенным и удобным для чтения и понимания. Сейчас уже можно сказать, что в нем будет не более 150—200 страниц, то есть объем сократится на треть.
— На прошедших обсуждениях законопроекта поднимались три больных вопроса — что будет с дошкольным, начальным профессиональным и высшим образованием. Начнем с дошкольного: действительно ли планируется сделать его обязательным? И если да, то на ком лежит обязанность его предоставлять — на родителях или на государстве?
— Сейчас речь об обязательном дошкольном образовании не идет, но хочу сказать, что это действительно один из самых острых вопросов законопроекта. Мы готовы выслушать наших коллег, профессиональное сообщество, родителей и вместе прийти к какому-то оптимальному решению. По итогам первых обсуждений подходы существуют диаметрально противоположные — от обязательного до факультативного. В то же время многие выражают опасение, что при обязательном дошкольном образовании у родителей будет отсутствовать возможность дать своему ребенку так называемое семейное образование. Хочу сказать, что это категорически не так. Возможность получения образования в семье останется при любых вариантах развития событий. Также в любом случае дошкольное образование было и останется бесплатным и общедоступным.
— Законопроект упраздняет начальное профессиональное образование, соответственно, ПТУ исчезнут из системы. Какова цель этого? Что будет взамен НПО? И что произойдет со средним профессиональным образованием?
— В законопроекте идет речь о модернизации системы начального профессионального образования. Другой вопрос, что начальное профессиональное образование, которое мы имеем сейчас, не всегда может давать нужную квалификацию и навыки, которые необходимы современной экономике. Законопроект предусматривает повышение начального профессионального образования до уровня среднего профессионального, в рамках которого будут реализовываться как подготовка квалифицированных рабочих, так и подготовка специалистов среднего звена. Кроме того, предлагается осуществлять подготовку рабочих не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве. Возможностей будет более чем достаточно. В соответствии с проектом решается проблема «тупиковости» начального профессионального образования. У выпускников ПТУ появится реальная возможность при желании продолжить учебу на следующих ступенях среднего и высшего профессионального образования.
— Не менее острый вопрос законопроекта — это реформа высшего образования. Почему союз ректоров был недоволен предлагаемыми изменениями и довольно жестко раскритиковал эти главы на обсуждениях в МГУ?
— Я хочу, чтобы вы обратили внимание на то, что инициатором этого законопроекта явилось в первую очередь ректорское сообщество. Представители союза ректоров сами непосредственно участвовали в написании текста законопроекта.
— Почему же у них возникло столько нареканий?
— Давайте разберемся: одно из основных нареканий, которое у них возникло, касается типологии вузов. Дело в том, что у нас более 50% высших учебных заведений в 90-е годы преобразовались из институтов в академии и университеты. Это ненормально. Процесс наведения порядка всегда вызывает чье-то недовольство, а зачастую и осуждение по различным причинам. Это не должно нас останавливать в движении вперед. Новая структура ВПО предполагает наличие колледжа, реализующего программы бакалавриата, института, который будет готовить и бакалавров и специалистов, и университета, который будет предоставлять программы высшего образования всех уровней, а также осуществлять подготовку научных кадров. При этом такая идеология систематизации учреждений высшего профессионального образования не означает запрета на осуществление колледжами и институтами научной деятельности — просто основной акцент должен быть сделан именно на учебную составляющую. Для университетов осуществление научной деятельности является обязательным, и в том числе по ее результатам будет оцениваться деятельность университетов в целом. Я хочу подчеркнуть еще, что закрепляемые законопроектом виды высших учебных заведений «колледж – институт – университет» соответствуют сложившейся международной практике. Это к вопросу интеграции в мировой образовательный процесс. А вот столь популярные у нас «академии» практически не распознаются как учреждения высшего профессионального образования зарубежным образовательным сообществом.
— По поводу бакалавриата многие выражают опасения, что человек фактически получает не профессию, а лишь статус. Как вы это прокомментируете?
— Это большое заблуждение. В рамках уровневой системы подготовки высшего профессионального образования бакалавр обучается четыре года. Бакалавр — это тот, кто, изучая программу высшего профессионального образования, понимает, что ему нет необходимости два лишних года приобретать ненужные в данный момент знания. Это полноценный специалист с высшим образованием, который уже готов работать, получать практический опыт, зарабатывать деньги. Дальше, если он ощущает потребность изучать специальность более детально, идти по научной стезе, он выбирает обучение в магистратуре. Уровневая система высшего профессионального образования разработана в связи с тем, что мы являемся участниками Болонского процесса и взяли на себя обязательство по интеграции нашей системы образования в европейскую. Но это не бездумное копирование. Нам необходимо чтобы наши специалисты котировались за рубежом, а для этого нужно, чтобы как минимум наша и зарубежные образовательные системы начали движение к какой-то общей базе для дальнейшей интеграции.
— Очень много разговоров возникает относительно планируемого перераспределения вузов. Как оно будет происходить?
— В первую очередь произойдет выделение «ядра» ведущих вузов, которые стали бы локомотивами развития всего высшего образования. Это прежде всего МГУ, СПбГУ, федеральные и научно-исследовательские университеты, лучшие региональные вузы. Других ожидает оптимизация — как по количеству, так и по качеству: часть вузов будет вливаться в более сильные. Будут и те, кому придется либо поменять статус и заняться образованием «этажом ниже», либо вообще уйти с образовательного поля.
— По каким параметрам будут распределяться вузы?
— Это будет определяться многими критериями, но прежде всего уровнем качества образования в подготовке специалистов.
— Будет ли в новом законопроекте разработан механизм, предполагающий борьбу с коррупцией в вузах? Известны и расценки на поступление в тот или иной вуз, и способы платы за поступление (например, занятия у репетиторов из числа определенных преподавателей вуза). Министерство как-то отслеживает ситуацию? И почему все это не пресекается?
— Этот вопрос был бы актуален до введения в качестве итоговой аттестации выпускников школ единого государственного экзамена. Благодаря ЕГЭ говорить о каких-то коррупционных вещах при поступлении в вуз сегодня уже не приходится. Расценки, репетиторы, другие атрибуты «дикого» поступления в вузы, которые были до введения ЕГЭ, ушли в прошлое. В вузе иногда даже абитуриента не видят, ведь конкурс идет по заявленным балам итоговой сдачи ЕГЭ. Законодательством детально регулируется непосредственно процедура приема в вузы, она стала более прозрачной для поступающих и их родителей. Все документы, связанные с конкурсной ситуацией и результатами зачисления, должны публиковаться вузами в установленные законодательством сроки. Цифры, баллы, списки можно видеть в онлайн-режиме на сайтах вузов. Министерство и Рособрнадзор всю ситуацию с ежегодным поступлением абитуриентов в вузы отслеживают и, безусловно, будут продолжать это делать.
— Как будут финансироваться образовательные учреждения, предполагаются ли для них какие-то налоговые льготы?
— Проектом федерального закона предусматривается возможность финансового обеспечения деятельности не только государственных и муниципальных образовательных учреждений, но и частных. Эти меры также позволят обеспечить доступность всех уровней образования в любых образовательных организациях независимо от их формы собственности, а также повысить качество образования за счет развития конкуренции в системе образования. Что же касается предоставления налоговых льгот образовательным учреждениям, это не относится к предмету правового регулирования законодательства об образовании, это прерогатива Налогового кодекса.
— К 1 декабря законопроект должны выложить в интернет для открытого общественного обсуждения, как это было с проектом закона «О полиции». Позже в СМИ прошла информация о том, что домен «Законопроект-2010.ру», где должен появиться текст документа, нужно будет выкупать — у него уже есть владелец. Как сейчас обстоят дела с сайтом?
— Да, у сайта был и остается владелец — государство Российское. Выкупать, продавать, обменивать ничего не нужно. В соответствии с поручением президента Дмитрия Медведева 1 декабря 2010 года начнется общественное обсуждение законопроекта на специализированном сайте www.zakonoproekt2010.ru. В настоящее время все необходимые подготовительные работы для размещения законопроекта на этом сайте уже завершены. Мы планируем привлекать к разъяснениям онлайн и анализу поступивших предложений представителей экспертного и профессионального сообщества и надеемся, что это будет важное и конструктивное обсуждение. Хочу напомнить, что на этой же площадке эффективно обсуждался закон «О полиции».
— Сколько времени, на ваш взгляд, может занять общественное обсуждение? Когда документ может быть внесен на рассмотрение Госдумы? Каков ваш прогноз относительно завершения сроков работы над законопроектом, существуют какие-то жесткие временные рамки?
— Мы можем только предполагать, что по аналогии с законом «О полиции» общественное обсуждение законопроекта в интернете продлится около двух месяцев, то есть завершится к 1 февраля 2010 года. К тому же с 15 декабря по 15 января мы намерены провести совещания в федеральных округах по обсуждению законопроекта с привлечением всех заинтересованных сторон. После завершения общественного обсуждения и доработки законопроекта с учетом поступивших рекомендаций проект закона должен пройти согласование с регионами и федеральными органами исполнительной власти, а дальше в установленном порядке быть внесен в правительство. О точной дате принятия этого закона пока говорить сложно.
— Нет ли у вас опасений, что сейчас законопроект «Об образовании» доработают, примут, назовут учебные заведения по-другому, а качественно ничего так и не изменится?
— Вообще-то, принятие закона не предполагает революций и потрясений. Законопроект направлен на обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании, а также устранение существующих пробелов и противоречий в законодательных актах, регулирующих отношения в сфере образования.
В законопроекте нашли отражение уже реализованные и апробированные к настоящему времени в рамках проводящейся модернизации образования институты и элементы системы образования. Опасений, о которых вы говорите, у меня нет.