В четверг в Москве были задержаны и доставлены в Пресненский ОВД пятеро активистов, протестовавших против строительства в Малом Козихинском переулке гостиницы, заказчиком которого является студии «Тритэ» Никиты Михалкова. По данным на 16.30, еще около 15 человек продолжали блокировать въезды и выезды со стройплощадки.
Среди задержанных оказалась жительница одного из домов рядом со стройкой, известная актриса Татьяна Догилева. «Я сейчас сижу у замначальника Пресненского ОВД Валерия Щеглова, — рассказала Догилева «Газете.Ru», — привезли нас сюда насильно. Но беседа идет».
По словам координатора Общественной коалиции в защиту Москвы Елены Ткач, задержанных отпустили в 18.30, после того как они написали объяснения, по какому поводу собрались на стройплощадке. Во время их нахождения в ОВД начальнику отделения звонил депутат Госдумы Николай Левичев, обеспокоенный судьбой Догилевой. Парламентарий сказал, что уже направил в Генпрокуратуру обращение по поводу стройки и поднимет этот вопрос в понедельник на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным.
Общественные активисты и жители Патриарших прудов выставили оцепление вокруг площадки в Малом Козихинском переулке, заблокировав строительство, утром в четверг. По словам Елены Ткач, с сегодняшнего дня граждане намерены круглосуточно блокировать все въезды и выезды на площадку. «Нельзя больше вестись на посулы, надо продолжать протестовать до тех пор, пока не остановят стройку», — заявила она.
По ее словам, последнюю неделю ситуацию изучала милиция, однако никаких результатов активисты не увидели. «Мы вместе с милицией обследовали трещины в домах и затопленные подвалы, ждали, что будут предприняты какие-то меры, а в это время стройка продолжалась», — рассказала Ткач.
Группа из пяти человек, среди которых находились Догилева и Ткач, с самого утра блокировала проезд для бетоновоза. «Около 16.00 подъехал милицейский уазик и всех нас затащили внутрь. А потом с мигалкой повезли в ОВД», — рассказала Ткач.
Противостояние жителей Малого Козихинского переулка и строителей отеля началось 22 октября. Тогда местные жители в первый раз заблокировали строительство. По их словам, застройщик игнорирует конструктивные особенности и состояние соседних домов, которые из-за нового строительства могут просто рухнуть. Кроме того, говорят жители, в предпроектной документации были подтасованы данные о гидрогеологической экспертизе, не проводились общественные слушания и археологические работы, считают граждане. Застройщик настаивает на законности своих действий и наличии подтверждающей безопасность строительства для соседних домов документации.
28 октября на встрече жильцов близлежащих домов с представителями застройщика и районной управы стороны договорились о временном прекращении строительства до создания согласительной комиссии по проекту. Однако уже 8 ноября строители возобновили работу. Жители утверждали, что застройщик нарушил достигнутые соглашения о прекращении работ до пересмотра проекта. В «Тритэ» настаивали, что никаких соглашений не было. А местные власти вновь заговорили о согласительной комиссии.
На очередной встрече, которая состоялась 12 ноября, жители заявили, что не верят той экспертизе, которая была выполнена застройщиком, и потребовали допустить на стройплощадку независимых экспертов, которые бы оценили состояние их дома. Они предложили, чтобы экспертизу провел НИЦ «Туннели и метрополитен». Представитель застройщика не возражал. Он заявил, что готов встретиться с экспертами, выработать новое техническое задание и рассчитать бюджет работ. «Застройщик понимает серьезность положения с окружающими домами и обещал разработать программу по их укреплению, — рассказала «Газете.Ru» член правления ТСЖ «Дом 12 на Малом Козихинском» Тамара Старикова. — Но пока эту программу никто не видел».
Однако по главному вопросу — остановке работ до получения результатов экспертизы — договориться опять не удалось.
В среду противники стройки в Малом Козихинском переулке собрали пресс-конференцию. Они вновь сообщили, что новая застройка разрушает городскую среду и наносит прямой урон соседним домам. «Мы вынуждены выходить на улицу и протестовать, — заявила журналистам Татьяна Догилева. — И мне не хочется покидать группы борцов, потому что я считаю, что я защищаю свой дом. Я не против стройки, я против того, чтобы рушились дома».
О том, что они выступают не против стройки как таковой, а за пересмотр проекта и обеспечение безопасности прилегающих к строительству жилых домов, говорили и другие участники пресс-конференции. По их мнению, необходимо уменьшить этажность здания и отказаться от подземных этажей, а также воссоздать фасады стоявших на этом месте исторических зданий.
В префектуре ЦАО подтвердили, что основной вопрос спора между «Тритэ» и горожанами остается открытым.
«Жители настаивают на остановке работ, застройщик — на их продолжении, утверждая, что экспертизе они никак не мешают. И пока дальше договоренности о проведении дополнительной экспертизы, достигнутой при посредничестве управы Пресненского района, дело не пошло», — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь префекта Павел Большунов. По его словам, согласительную комиссию возглавил и. о. главы управы Владимир Незнамов, который старается примерить стороны и наладить между ними «конструктивный диалог» и в ближайшее время вновь соберет согласительную комиссию.
Между тем гостиница по заказу «Тритэ» не единственный строительный проект в районе у Патриарших, который стоит на месте бывших Козихинских болот. И, по мнению экспертов, из-за высокого уровня грунтовых вод здесь нельзя копать глубинные котлованы и повышать уровень этажности.
«Патриаршие пруды заслуживают более уважительного к себе отношения, чем это демонстрируют застройщики,
— заявил «Газете.Ru» член экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. — Необходимо замораживать проект гостиницы в Козихинском переулке и переделывать его так, чтобы снизить этажность максимум до трех-четырех этажей. Кроме того, требуется независимая экспертиза всех связанных с этим местом строительных проектов».