Во вторник, в годовщину смерти в СИЗО «Матросская Тишина» подозреваемого в мошенничестве сотрудника фонда Hermitage Сергея Магнитского, Следственный комитет объявил промежуточные результаты расследования. Как выяснилось, до сих пор не все ясно с обстоятельствами смерти юриста. Были проведены три судебно-медицинские экспертизы, в том числе и в Российском кардиологическом научно-производственном комплексе. «Все эти экспертизы показали, что причиной смерти Магнитского стала сердечная недостаточность», — сообщили в СКП.
Однако в заключениях был выявлен ряд противоречий.
Что это за противоречия, в СКП не пояснили. «В связи с этим следствие назначило дополнительную судебно-медицинскую экспертизу», — отметили в ведомстве. Сейчас ее проводят сотрудники Российского федерального центра судебно-медицинской экспертизы.
Расследование дела о смерти Магнитского ведется в рамках уголовного дела, возбужденного по статьям 124 УК (неоказание помощи больному) и 293 УК (неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе).
Следователи объявили, что они уже опросили всех медработников и должностных лиц изоляторов, в которых содержался Магнитский.
«В ближайшее время действиям сотрудников ФСИН России будет дана правовая оценка», — добавили в СКП.
Следователи сообщат, могли ли привести действия сотрудников изолятора к гибели подозреваемого, а также была ли оказана Магнитскому врачебная помощь в полном объеме. «При этом при вынесении процессуального решения будет учитываться мнение экспертов», — сказали в ведомстве.
Накануне глава компании Firestone Dunken, в которой непосредственно работал Магнитский, Джеймисон Файрстоун направил жалобу на имя руководителя СКП Александра Бастрыкина. «В письме обращается внимание на необъяснимое отсутствие в материалах официального расследования жалоб и обращений Магнитского на неоказание ему медпомощи и давление в следственном изоляторе, — сообщили «Газете.Ru» в фонде. — К заявлению Файрстоуна в СКП приложены выдержки из заявлений Магнитского на то, что его удерживали в качестве заложника, отказывая в медпомощи, и оказывали на него давление с целью сломить его волю и заставить изменить ранее данные им показания».
В СКП добавили, что в рамках расследования гибели арестанта продолжается проверка информации о злоупотреблениях сотрудников МВД Павла Карпова и Артема Кузнецова при расследовании уголовного дела в отношении Магнитского.
Фактически эта фраза подтверждает, что указанные следователи вели дело о хищении 5,4 млрд рублей, в котором подозревался Магнитский. Ранее в фонде обвинили в хищении бюджетных средств самих следователей. Между тем накануне пресс-секретарь Следственного комитета МВД Ирина Дудукина несколько раз повторила, что Карпов и Кузнецов не занимались расследованием дела сотрудника фонда Hermitage.
В августе этого года Департамент собственной безопасности МВД проверил информацию об имуществе следователей, родственники которых приобрели квартиры, машины и землю на общую сумму в $4 млн. По словам Дудукиной, такие деньги заработали не сотрудники МВД, а их близкие, занимающиеся предпринимательством. В СКП подтвердили, что получили из ДЭБ итоги проверки, однако не сообщили, что именно было в документах.
Следователи заявили, что намерены опросить еще ряд свидетелей, в том числе главу компании Firestone Dunken Джеймисона Файрстоуна, подчиненным которого был Магнитский.
«С его законным представителем согласован порядок проведения опроса», — сообщили в ведомстве. Также планируется допросить членов совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и членов Общественной наблюдательной комиссии Москвы по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. В СКП надеются, что они могли получить важную для следствия информацию в ходе своих собственных расследований.
«Сегодня в день годовщины гибели Сергея Магнитского от СКП во всем мире ждут не дополнительной проверки халатности со стороны неизвестных лиц, а возбуждения уголовного дела и ареста сотрудников МВД за пытки и убийство Магнитского, — заявили представители фонда. — Только тогда можно говорить о реальности намерений СКП расследовать истинные причины гибели Магнитского». Коллеги погибшего убеждены, что диагноз «сердечная недостаточность» был назван «в интересах власти». «Однако следствие умалчивает о том, что уже из первого заключения было видно, что ни лечения от обострения панкреатита и никаких других реанимационных мероприятий Сергею не проводили, — говорят в фонде. — А ведь именно для этого, как официально утверждают следователи, Магнитского доставили в больничный корпус следственного изолятора «Матросская тишина». Представители Hermitage добавили, что настаивают на обнародовании данных медэкспертиз, чтобы их могли изучить независимые международные эксперты.
Магнитский провел в разных следственных изоляторах 11 месяцев. Когда он умер в СИЗО «Матросская Тишина», первой официальной версией также стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. Однако его адвокат Дмитрий Харитонов тогда заявил, что его подзащитный скончался от панкреатита, а вина за его смерть лежит на судьях, санкционировавших арест, следователях, ходатайствовавших о нем, и руководстве ФСИН, отвечавшем за содержание юриста в «Матросской Тишине».