Дело замминистра финансов Сергея Сторчака возвращено следователям. Об этом «Газете.Ru» рассказал адвокат Андрей Ромашев. По его словам, о том, что Генпрокуратура вернула дело, сторона защиты узнала со слов следователя. «Он сказал, что дело возвращено, постановления мы пока не получали», — сказал Ромашев.
Позже возвращение материалов подтвердили и источники в СКП, и в пресс-службе Генпрокуратуры. Официальный представитель Генпрокуратуры России Марина Гриднева уточнила, что дело возвращено «для устранения выявленных недостатков».
«В частности, связи с нарушением права обвиняемых на защиту, а также с невыполнением предыдущих требований прокуратуры, изложенных в постановлении о возвращении дела на дополнительное расследование от 2 ноября 2009 года», — сообщила также Гриднева.
СКП предъявил обвинения в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями заместителю министра финансов Сергею Сторчаку, гендиректору ЗАО «Содэксим» Виктору Захарову и председателю совета директоров Межрегионального инвестиционного банка Вадиму Волкову еще в ноябре 2007 года. Следствие считало, что они похищали средства из федерального бюджета под предлогом покрытия затрат ЗАО «Содэксим». Изначально сообщалось, что Сторчака и его предполагаемых сообщников подозревают в хищении $43 млн. Но в феврале 2009 года председатель СКП Александр Бастрыкин заявил, что сумма похищенных «лучшими финансово-экономическими специалистами ведомства» средств составляет $18 млн. В расследовании участвовал и уже осужденный за получение взятки следователь Дмитрий Довгий. Сторчак в ходе следствия провел 11 месяцев в СИЗО. В октябре 2008 года замминистра освободили под подписку о невыезде.
16 октября 2009 года СКП объявил, что следственные действия завершены и направил материалы дела на утверждение в Генпрокуратуру. Прокуроры тогда вернули дело следователям в первый раз.
В августе 2010 года второй раз было объявлено, что предварительное следствие закончено. В сентябре Бастрыкин, отвечая на вопрос, почему дело до сих пор не передано в прокуратуру, обвинил Сторчака в затягивании ознакомления с материалами. «Начиная с 25 августа Сторчак не знакомится с материалами дела, ссылаясь на ухудшение состояния здоровья. Следствие обратилось в поликлинику, где Сторчаку был выдан листок нетрудоспособности, и получило ответ о том, что противопоказаний к ознакомлению с материалами уголовного дела у обвиняемого нет», — отметил он. В начале октября Сторчак подписал протокол о завершении ознакомления с делом. 29 числа стало известно, что материалы отправлены на утверждение в Генпрокуратуру. Следствию прокуроры на этот раз вернули дело через две недели.
Ромашев отметил, что, судя по заявлению прокуратуры, недостатки расследования связаны, скорее всего, с «оценкой доказательств защиты».
«Тогда Генпрокуратура потребовала заключение экспертов защиты оценивать наравне с заключением экспертов-следователей. То есть фактически призвала следователей к соблюдению принципа состязательности и равенства сторон. В прошлый раз хоть заключения наших экспертов и были приобщены к делу, но оценка им дана не была, и их не учли при составлении обвинительного заключения», — пояснил адвокат.
Также, по словам Ромашева, решение Генпрокуратуры может быть связано с тем, что следователи допустили ошибку, передавая материалы стороне защиты. Ознакомившись с 102 томами, адвокаты подали итоговое ходатайство, в котором, в частности, просили прекратить уголовное дело. Вместе с приложениями оно составляло тысячу листов. «В приложениях также были заключения Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте. Рассмотрев ходатайство, следователи возвратили все положения, которые его обосновывают. Значит, можно говорить о том, что при рассмотрении они не учли приложенные документы. То есть не рассмотрели ходатайство, как предписано УПК», — поясняет адвокат.