В четверг комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций обсудил поправки к законопроекту «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Документ, работа над которым по инициативе Минфина, Росимущества и Русской православной церкви (РПЦ) началась еще в 2009 году, был внесен в парламент в июне этого года.
Первое чтение законопроекта, надолго рассорившего музейное сообщество и РПЦ, состоялось 22 сентября, и с тех пор к нему было подготовлено более ста поправок, рассказал «Газете.Ru» советник комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Степан Медведко.
В изначальной версии документа говорилось, что религиозным организациям передадут в собственность или безвозмездное пользование имущество религиозного назначения, находящееся в федеральной, государственной и муниципальной собственности. Речь идет не только о памятниках архитектуры, но и об «имуществе религиозного назначения» — например, иконах. Претендовать на объекты, включенные ЮНЕСКО в список всемирного наследия, религиозные организации не смогут. Также в первоначальной версии законопроекта говорилось, что он не будет регулировать передачу музейных ценностей церкви, и именно этот пункт послужил началом открытого конфликта искусствоведов и историков с РПЦ.
Первые утверждали, что церковь фактически собирается опустошить музейные запасники, хотя сохранить ценные иконы не сможет из-за отсутствия у священнослужителей опыта и достаточных ресурсов. В марте этого года руководители крупнейших российских музеев и искусствоведы, в том числе из Третьяковской галереи, публиковали открытые письма патриарху Кириллу, предлагая отказаться от претензий на музейные ценности, а в июне рассорились с представителями РПЦ на «круглом столе» в Общественной палате. Искусствоведы требовали дать им доступ к полноценному обсуждению и возможность участвовать в дальнейшей разработке законопроекта, обвиняя РПЦ в нездоровых амбициях, а священнослужители отвечали, что музейщики «просто боятся терять деньги».
Однако к внесению законопроекта в Госдуму в РПЦ пошли навстречу музейному сообществу.
В документе было прописано, что памятники архитектуры, охраняемые государством, будут передаваться только централизованным церковным структурам, а не местным религиозным организациям. Также отдельной статьей церковь отказалась от претензий на религиозное имущество из Музейного фонда.
«И если это можно было назвать уступками, то на вчерашнем заседании комитета был достигнут самый настоящий компромисс», — утверждает Медведко. По его словам, помимо «ряда чисто технических вопросов» договоренностей с Минкультом и Минфином удалось достигнуть «и по ключевым моментам».
Теперь, рассказал Медведко, в законопроекте отдельно оговорено, что религиозная организация обязана поддерживать памятники культуры в должном состоянии и регулярно (точные сроки будут оговорены дополнительно) реставрировать их и «проводить иные работы по их сохранению».
Кроме того, сообщил «Интерфаксу» глава синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, в законопроекте появился пункт, в котором говорится, что учреждениям культуры при их выведении из зданий религиозного назначения будут заранее предоставляться равноценные помещения, как того требовало Министерство культуры. То же относится и к зданиям, относящимся к жилому фонду, — это предложение поступило от Росимущества.
«Кроме того, в документе теперь появились слова о равном доступе граждан в здания, являющиеся музеями и объектами религиозного назначения. В ходе дальнейших слушаний это будет прописано подробнее», — сказал Медведко. Второе чтение, в ходе которого, по прогнозам источника «Газеты.Ru» в рабочей группе разработчиков законопроекта, все одобренные на заседании комитета поправки должны быть приняты, состоится 17 ноября 2010 года.
Впрочем, эксперт комитета Госдумы по делам религиозных организаций Михаил Шахов, принимавший участие в разработке законопроекта, считает, что в документе еще остались серьезные пробелы.
«С пунктом, согласно которому религиозные организации должны будут следить за памятниками архитектуры и своевременно их реставрировать, проблем нет. Нынешнего законодательства хватает, потому что религиозная организация в любом случае не может заниматься реставрацией своими силами, она обязана привлекать экспертов сама и обращаться за помощью к государству», — сказал он «Газете.Ru».
Но, по мнению эксперта, законопроект в своем нынешнем виде не дает ответа, что станет с ветхими церквями и храмами, которые РПЦ не захочет брать в собственность.
«В России еще очень много таких зданий, которые были переоборудованы советской властью под хозяйственные нужды или вовсе опустошены и стоят бесхозные. Часто они находятся в катастрофическом состоянии и восстанавливать их слишком дорого и для государства, и тем более для религиозных организаций», — сказал Шахов. По его словам, пока члены рабочей группы не могут понять, как устранить эту прореху в законопроекте: «Теоретически за такими постройками должно следить государство, но пока на практике получается, что если церковь не затребует их в собственность, они так и будут медленно рушиться, никому не нужные».