Следователи провели обыски в рамках возбужденного дела по факту нападения на журналиста газеты «Коммерсантъ» Олега Кашина, сообщили «Газете.Ru» в СКП РФ. Сотрудники СКП побывали на квартире журналиста и в редакции издания. «Известно, что дома у журналиста были изъяты какие-то материалы, но, что это, пока неизвестно», — сказала «Газете.Ru» коллега пострадавшего, сотрудник отдела культуры «Коммерсанта» Мария Семендяева.
В редакцию следователи пришли в минувшую субботу. «Их было двое человек, они вынесли из офиса буквально все до бумажки, что принадлежит Кашину, — рассказал «Газете.Ru» заведующий отдела неделовых новостей «Коммерсанта» Илья Нагибин. — Вынесли все, что лежало в тумбочках, на столе, в шкафу».
В СКП надеются найти среди изъятых вещей зацепки для мотива преступления.
Сейчас сотрудникам ведомства предстоит тщательно изучить многочисленные публикации журналиста, его обширную переписку в интернете. «Устанавливается круг его знакомых, его деловые и личные контакты», — добавили в СКП. Уже допрошены около 30 человек, в том числе и главный редактор «Коммерсанта» Михаил Михайлин. Многие были вызваны на беседу повторно. «Сначала меня допрашивали следователи, судя по всему, из СКП, а затем оперативники уголовного розыска, причем вторые явно были более профессиональными», — сообщил «Газете.Ru» друг Кашина, фотограф Максим Авдеев. «Я не смогла сразу приехать на второй допрос. Позвонила следователям, они сказали, что приходить не нужно. Но я все равно хочу прийти», — добавила коллега пострадавшего Семендяева.
Следствие уже официально заявило, что считает основной версией нападения на Кашина профессиональную деятельность журналиста.
«В качестве приоритетных версий рассматриваются профессиональная деятельность журналиста и его личная гражданская позиция, которую Кашин высказывал в своем интернет-блоге», — сообщают в СКП.
В «Коммерсанте» также придерживаются этой версии. «Конечно, мы тоже стали изучать публикации Олега, пытаясь понять, что именно могло стать причиной нападения, — говорит Семендяева. — Пока видим три возможные версии мотива преступления: его статьи о Химкинском лесе, публикации о молодежных движениях, а также его конфликт с губернатором Псковской области Андреем Турчаком». Летом в своем «Живом журнале» Кашин опубликовал нелицеприятный отзыв о губернаторе, и тот потребовал в комментариях извинений: «Молодой человек, у вас есть 24 часа, чтобы извиниться. Вы можете сделать это здесь, в ветке или отдельным постом. Время пошло».
В администрации Псковской области выждали три дня с момента избиения журналиста и только после этого дали официальный комментарий. Вместо губернатора выступила начальник управления по информационной политике и связям с общественностью Оксана Ширан. «Это дело правоохранительных органов, которым поручено расследовать обстоятельства данного преступления против журналиста Олега Кашина, — сказала «Газете.Ru» Ширан. — Мы убеждены, что они разберутся во всем и виновные в нападении на журналиста «Коммерсанта» будут найдены и наказаны в ближайшее время. Мы желаем Олегу Кашину скорейшего выздоровления».
Тем временем представители СКП обратились к россиянам с просьбой помочь в расследовании.
«Хотелось бы обратиться ко всему журналистскому сообществу, а также к тем, кто обладает какой-либо информацией, имеющей значение по уголовному делу, и заинтересован в скорейшем раскрытии этого преступления, с просьбой связаться со следователем по телефону: 8 (499) 255-30-45, — заявили в ведомстве. — Мы надеемся на сотрудничество и будем благодарны всем, кто окажет помощь следствию».
Нападение на Кашина произошло около 1.00 в ночь на субботу. Журналист приехал к своему дому на такси, машина высадила его около входа во двор, обнесенный забором. На видео с места происшествия видно, как Кашин зашел во двор следом за неизвестным мужчиной, который развернулся и повалил журналиста на землю. Ему помогал сообщник, следовавший за ними. Схватив железные прутья, спрятанные в цветочном букете, нападавшие начали избивать Кашина. Били с жестокостью по ногам и рукам в течение полутора минут. Позже врачи зафиксировали травму черепа, перелом челюстей, голени. Также у пострадавшего была оторвана фаланга мизинца на одной руке. Журналиста ввели в состояние медикаментозного сна, а затем провели несколько операций.
«Врачи говорят, что он хорошо перенес операции, — сообщила жена журналиста Евгения Милова. — Однако каких-либо прогнозов они не делают. Когда Олег сможет прийти в себя — неизвестно. Сейчас врачи внимательно наблюдают за его состоянием».