В понедельник, согласно данному в конце августа поручению правительства России, в 19 пострадавших от пожаров регионах должно было завершиться строительство домов для погорельцев. Посмотреть на результаты работ в поселок Верхняя Верея в Выксунском районе Нижегородской области, который был полностью уничтожен огнем 29 июля этого года, прибыл премьер-министр Владимир Путин. Старое название поселка — Гибловка, местные жители называют его так до сих пор.
Первые новые дома здесь построили еще в середине октября, к 1 ноября работы завершились. Дома для погорельцев строились типовые: площадью 40, 60 и 90 квадратных метров. Первый же недостаток, обнаруженный новоселами, — низкие фундаменты. «Им, городским, погреба не нужны, у них и огородов-то нет, — критиковали жители строителей. — А у нас хозяйство свое». После первых жалоб дома решили строить на более высоких фундаментах. Также жители просили перенести некоторые участки, отведенные под строительство, чтобы дома не затопило во время паводков. «Это сейчас все пересохло. А вообще там ключи бьют, в паводок затапливает», — объяснял строителям житель Верхней Вереи во время приема у заместителя нижегородского губернатора Геннадия Суворова в августе. Тот распорядился учесть этот фактор и внести соответствующие изменения в план восстановления поселка.
Всего в Нижегородской области построили 704 частных дома, 134 семьи получили денежную компенсацию и будут покупать жилье самостоятельно, 14 погорельцев переехали в квартиры.
Лесные пожары уничтожили дома 852 семей в 42 населенных пунктах области. Кроме Верхней Вереи полностью выгорела деревня Шернавка, были частично разрушены поселки Тамболес и Борковка в Выксунском районе.
Из Верхней Вереи Путин вышел на связь с остальными регионами, где идет восстановление выгоревших поселков. Руководители Московской, Рязанской, Воронежской, Липецкой, Белгородской, Тамбовской, Тульской, Свердловской, Саратовской, Ивановской, Ульяновской, Курской, Владимирской областей и Мордовии сообщили премьеру, что строительство завершено. Путин напомнил, что из федерального бюджета на восстановление сгоревших сел и деревень было выделено 10 млрд рублей, еще 3 млрд рублей на помощь погорельцам потратил бизнес.
«Мы в числе первых регионов, закончивших строительство», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе правительства Ульяновской области. От лесных пожаров в Инзенском, Карсунском и Новоспасском районах области пострадали девять семей. По словам представителя областного правительства, на время строительства нового жилья погорельцев расселили по местным интернатам. Вынужденные переселенцы рассказывали, что им предоставили для проживания комнаты, «в которые было просто страшно войти»: окна были выбиты или разбиты, а состояние электропроводки угрожало новыми пожарами. Несколько дней назад ульяновский губернатор Сергей Морозов вручил ключи от новых квартир шести семьям из села Вязовка Инзенского района. Остальные предпочли компенсацию.
Воронежские власти построили 184 дома. Последним в новый дом 29 октября въехал житель села Шуберское Новоусманского района Владимир Чередников, который во время одной из инспекций попросил у властей еще и новую голубятню — ее тоже построили. К домам погорельцев подведены все необходимые коммуникации — свет, газ, вода, говорят в областной администрации. Гарантия на дом — пять лет. После сдачи жилья в поселках останутся дежурить специальные эксплуатационные бригады: они смогут помочь с ремонтом, если в построенных в авральном режиме домах возникнут проблемы.
Некоторые погорельцы уже дали объявления в газеты о продаже путинских новостроек.
В селе Шуберском по соседству с заводчиком голубей Чередниковым хозяйка продает свой 65-метровый дом за 2 млн 60 тысяч рублей. Ее односельчане говорят, что интерес среди покупателей очень высокий.
Согласно отчету Минрегионразвития, опубликованному 29 октября, в Волгоградской области еще не переселили в новые дома ни одного погорельца. Из 275 домов только в 50 закончены отделочные работы, около сотни строек пока остановились на стадии фундамента. Строительство ведется в семи населенных пунктах Котовского, Жирновского, Руднянского и Камышинского районов. «Половина из построенных домов уже имеют крыши, на объектах продолжаются внутренние отделочные, электромонтажные и сантехнические работы», — говорят в администрации области.
Похожая ситуация в Алтайском крае: по данным на 26 октября, отделку закончили только в четырех домах из 222, ни одна семья еще не въехала. 140 зданий стоят без крыш — строители недавно возвели коробки. Однако в понедельник администрация губернатора Александра Карлина анонсировала торжественное вручение ключей от домов 15 семьям из сгоревшего дотла села Николаевка. «В домах произведена внутренняя отделка, установлены санузлы, проведено горячее и холодное водоснабжение. Каждый новый дом оснащен канализацией, центральным и автономным отоплением, ящиками для хранения запасов угля. Для каждой семьи безвозмездно будет выделен лес для строительства надворных построек и бань», — заявили в пресс-службе администрации.
Всего, по данным Минрегионразвития, осталось построить «чуть более 500 домов для погорельцев».
Ранее 1 ноября называлось в качестве конечного срока, когда руководство субъектов федерации должно будет доложить об окончании строительства жилья. Однако позже глава Минрегиона Виктор Басаргин объявил, что в некоторых регионах «сроки будут немного продлены» — из-за первых заморозков и дождей.
Тем же, кто вместо новых домов выбрал компенсации, их уже выплатили в полном объеме. Кроме того, каждая пострадавшая семья получила по 200 тысяч рублей. Жителям деревни Вижай Свердловской области досталось жилье на вторичном рынке: уничтоженную огнем деревню решили не восстанавливать, переселив сельских жителей в квартиры в соседние города Ивдель и Серов. Как сообщали ранее местные СМИ со ссылкой на самих погорельцев, вторичное жилье оказалось ветхим и вся компенсация ушла на ремонт. Областные власти назвали такие обвинения «несправедливыми».