В столичных аптеках не хватает препаратов морфия для онкологических больных. Об отсутствии необходимых анальгетиков «Газете.Ru» сообщила родственница пациентки Ларисы Зайцевой из Отрадного. Как выяснилось, сильных обезболивающих, которые содержат наркотические средства, нет в аптеках по всему городу.
В двух аптеках Центрального округа, № 1/8 на Комсомольском проспекте и № 1/17 на Плющихе, «Газете.Ru» сообщили, что содержащих морфий препаратов «давно нет». «Вообще нет никакого морфия», — добавили в аптеке № 1/8.
«Нет морфия никакого, ни в какой концентрации, только пластырь «Дюрогезик», — подтверждают в аптеке № 5/138 на улице Судакова в Юго-Восточном округе. «Осталась одна упаковка, а новых поставок уже не было около месяца», — сообщили «Газете.Ru» в аптеке № 6/163 на улице Трофимова в Южном округе. В аптеке № 7/201 на бульваре Дмитрия Донского Юго-Западного округа и № 8/220 на Университетском проспекте в Западном округе тоже сообщили, что препаратов «МСТ Континус» (морфина сульфат) ни в одной из возможных концентраций нет. Причина сотрудникам не известна.
Онкологическим больным в так называемой четвертой стадии рака (когда опухоль не поддается операции, а метастазы распространились в организме) хоспис подбирает обезболивающие. Районный онколог выдает рецепт, по которому наркосодержащее лекарство можно бесплатно получить в прикрепленной к поликлинике муниципальной аптеке. В частных аптеках, которые не состоят на бюджетном финансировании, морфий и содержащие его препараты не продаются, так как они относятся к списку II «Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
«Врач из хосписа порекомендовал, а онколог из поликлиники выписал моей бабушке препарат «МСТ Континус» в концентрации 30 мг. В первый раз нам его дали. А потом объяснили, что препарат такой концентрации кончился на складах. Другая концентрация — 100 мг — не помогает», — рассказала «Газете.Ru» внучка Зайцевой. Она объяснила, что эти препараты вообще нельзя делить.
В аптеке № 3/78 на улице Широкая, которая должна была обслужить пациентку по выписанному в поликлинике рецепту, рассказали, что «такой концентрации нет с августа». «В августе еще отпускали остатки, а в сентябре не привезли», — добавила сотрудница аптеки.
В зависимости от реакции больного помогают разные концентрации того или иного препарата. Наиболее распространенный — «МСТ Континус» в таблетках по 10, 30, 60 и 100 мг. «Бабушке помогают таблетки по 30 мг, а другие — нет», — констатирует внучка Зайцевой. Пластырем «Дюрогезик» (другой наркотический анальгетик, на основе фентанила, а не морфия) таблетки заменить тоже нельзя.
В аптеке № 3/78, куда Зайцеву отправили с рецептом из районной поликлиники № 48, говорят, что сообщили на склад об отсутствии лекарств еще в сентябре. «Онкологи знают, что препаратов нет. Мы каждый день звоним на склад, узнаем, не появилось ли, потом говорим врачам. От нас ничего не зависит — со склада не присылают. От чего это зависит — я не знаю», — сказала «Газете.Ru» сотрудница аптеки, пожелавшая сохранить анонимность. По ее словам, к аптеке № 3/78 прикреплены восемь поликлиник Северо-Восточного округа, откуда врачи направляют пациентов с рецептами.
Склад, с которого препарат везут в муниципальные аптеки, принадлежит ГУП «Столичные аптеки», оно и отвечает за поставки.
На предприятии отказались прокомментировать ситуацию с отсутствием морфия в аптеках, на официальный запрос на имя руководителя Михаила Ремизова ответа нет до сих пор. Родственникам Зайцевой замгендиректора ГУП Лариса Бахарева заявила: «Завтра все будет», — и бросила трубку. С журналистами она общаться отказалась.
ГУП «Столичные аптеки» финансируется из городского бюджета. Препараты, содержащие морфий, на его склад поставляет Московский эндокринный завод (МЭЗ). Российское государство обладает монополией на производство морфия, рассказал «Газете.Ru» директор московского представительства международной аналитической компании Cegedim Давид Мелик-Гусейнов, причем производит такие препараты только один завод — МЭЗ. «Так что если есть проблемы с поставками морфия, то спросить об этом стоит, скорее всего, на заводе», — полагает Мелик-Гусейнов.
Так же считают в управлении фармации департамента здравоохранения Москвы: «Перебои действительно были у производителя».
«Московский эндокринный завод — монополист по производству наркотических препаратов, единственный в стране. Периодически у них возникают проблемы то ли с сырьем, то ли с чем-то еще. Вот два или три месяца назад возникли такие перебои. На прошлой неделе вопрос решали, сейчас в аптеках уже все есть», — заверил «Газету.Ru» начальник управления фармации Сергей Иванов. Он также пообещал прислать в редакцию копию писем от завода, в которых МЭЗ уведомляет о проблемах с поставками.
Он уточнил, что в аптеке № 3/78 лекарство сейчас есть. «Пока в ограниченном количестве, по пять упаковок в каждой аптеке. А буквально завтра или послезавтра еще привезут», — сказал Иванов. В самой аптеке на улице Широкая на вопрос «Газеты.Ru», появилось ли лекарство, прозвучало однозначное: «Нет».
На МЭЗе говорят, что морфий как выпускали, так и выпускают.
«Все исходные препараты есть, все производится в соответствии с заявкой, которую нам предоставляет фармация московская и региональная. Никаких проблем по производству и отпуску нет. Не было перебоев ни несколько месяцев назад, ни вообще в этом году», — парирует директор коммерческого центра МЭЗ Людмила Шершакова. Она пояснила, что завод производит наркотические лекарственные препараты по заявкам департамента здравоохранения города Москвы. «Они определяют потребность, определяют объемы, поставляемые в ГУП «Столичные аптеки». А дальше продукция поступает в аптечные учреждения, к которым прикреплены конкретные больные», — сказала Шершакова «Газете.Ru».
Родственники Зайцевой, безуспешно пытавшиеся отыскать лекарство в аптеках, позвонили по телефону «горячей линии» департамента здравоохранения Москвы. Там их направили к некоему «специалисту управления здравоохранения СВАО Светлане Алексеевне». Два дня она не брала трубку. А когда «Газете.Ru» удалось с ней связаться, говорить о перебоях в поставках морфия по телефону она категорически отказалась.
«Я должностное лицо и не могу рассказывать, в чем проблема, была ли проблема. Ваш вопрос о поставках некорректный и бессмысленный. Пишите в Минздрав, Голиковой. А департамент вам ничего не ответит», — заявила сотрудница управления здравоохранения.
Заместитель начальника управления здравоохранения, где работает Светлана Алексеевна, Светлана Найшева тоже уверена, что с поставками морфия в аптеки проблем нет. «Этот вопрос не к нам, у нас ничего никуда не пропало. Все, что назначается, то и выполняется», — сказала она «Газете.Ru».
Пока родственники ждут ответа от специалиста Светланы Алексеевны, врачи в поликлинике пытаются подобрать другие препараты, которые облегчат боли пациентки, но безуспешно.
В Первом московском хосписе на улице Доватора, пациентам которого тоже необходим морфий, говорят, что перебои с поставками происходят ежегодно.
Речь идет именно о тех пациентах, которые получают морфий в муниципальных аптеках по рецептам из поликлиники. «В поликлиниках на учете по округу может быть 200 человек, а на следующий год — 450. Предугадать очень сложно, может быть, с этим у них проблемы и возникают», — сказал «Газете.Ru» врач хосписа Олег Панкратенко.
В прошлом году, вспоминает он, из аптек на полтора месяца исчез другой наркотический анальгетик — «Дюрогезик». «Хотя на складах они были, и фирма просто ждала, когда им поступит финансирование на счет. Из бюджета. Сейчас, по информации одного из представителей фирмы, которая поставляет МСТ, в Москве тоже всего полно. Но в аптеках нет», — говорит Панкратенко.
Медики полагают, что причина перебоев может быть в «недопрогнозировании финансов»: поликлиника заказывает препараты на 100 человек, а в следующем году больных становится 300.
«Это старая дурацкая отечественная проблема, — говорит врач хосписа. — Дело не в стоимости конкретного препарата, а в том, сколько денег на него закладывают. Если на текущий год заложили в бюджете на сто человек, а в этом году обратились 300, то больше чем на сто человек в аптеках не будет. Именно поэтому возникает проблема с пациентами, которые вновь встают на учет».
В среду в пресс-службе департамента здравоохранения Москвы «Газете.Ru» сообщили, что «конкретная проблема Зайцевой решена». Но на вопрос о том, будут ли проведены проверки в других аптеках и когда обнародуют информацию о причинах перебоев, пресс-секретарь Владимир Егоров не ответил.