Во вторник законопроект «Об образовании» обсуждался в рамках семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованного комиссией по развитию образования Общественной палаты (ОП) и институтом развития образования ГУ-ВШЭ.
Общественность была представлена преподавателями московских вузов, студентами,а также членами общественных и правозащитных организаций. В роли главных докладчиков выступали в том числе замминистра образования Иван Лобанов и начальник отдела образования департамента науки, высоких технологий и образования правительства Вероника Спасская. На формулировку вопросов выделили «не более одной минуты», на ответы — » не более трех минут». «А то мы до утра не разойдемся», — заявил вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.
Педагоги в первую очередь интересовались изменениями, которые коснутся высших учебных заведений.
Согласно проекту закона, система высшего образования в России изменится: колледжи получат статус высших учебных заведений и будут готовить бакалавров, институты будут выпускать бакалавров и специалистов, и лишь университеты получат право выпускать полный комплект специалистов с высшим образованием, в том числе и научные кадры. Как сообщалось ранее, против таких изменений резко выступил союз ректоров.
Как выяснилось, разработчики на своем предложении не особенно настаивают. «Если такая система не найдет понимания, естественно, мы будем ее менять», — заявил Иван Лобанов.
После этого из зала прозвучал вопрос по поводу начального профессионального образования: «Если исчезнут ПТУ, где будут обучаться подростки с девиантным поведением?». Однако из ответа представителям Минобрнауки стало понятно, что начальное профессиональное образование в законопроект вписывать не собираются. «Во время обсуждений в Госдуме депутаты говорили, что нужно оставить начальное профессиональное образование при «Газпроме», при «Норникеле». Это все понятно, можно только позавидовать этим организациям и этим учащимся. — ответил Лобанов. — Но есть масса ПТУ, которые уже давно не актуальны, например, на Северном Кавказе, где в течение трех лет обучают оператора ЭВМ. Понятно, что многие профессии и специальности себя уже давно изжили. Если мы хотим сделать скачок в образовании и науке, нам надо отделять социальную функцию от образовательной и научной».
Больше всего вопросов, которые были заданы разработчикам законопроекта, касались дошкольного образования.
Новый документ предусматривает дошкольное образование как обязательное, более того, для дошкольников предполагается разработка стандартов образования. У многих это вызвало недоумение. Начальник отдела образования департамента науки, высоких технологий и образования правительства Вероника Спасская сообщила, что статьи законопроекта, регламентирующие дошкольный уровень образования, «будут дорабатываться» и в любом случае выставлять дошкольникам оценки как в школах, по ее словам, никто не собирается.
Представитель одной из правозащитных организаций указал, что в новом законопроекте нет ни слова о родительских общественных объединениях, соответственно, их права минимизированы, что неправильно. Разработчики согласились и с ним, как и со следующим выступавшим, который спросил, почему в законопроекте не прописан механизм обучения детей с особенностями в развитии, и пообещали доработать и этот аспект.
В завершение докладчики попросили всех присылать свои предложения и замечания к проекту закона на сайт ОП и пригласили всех на следующее обсуждение, которое состоится 26 октября.
После обсуждения замглавы Минобрнауки Иван Лобанов сообщил «Газете.Ru», что «слушания были очень полезными». «Я услышал много довольно грамотных и важных предложений по дошкольному образованию. Наверняка подходы в части дошкольного образования будут скорректированы. Могу сказать, что на всех слушаниях всегда обсуждается определенный набор тем: это дошкольное образование, типология вузов, отсутствие начального профессионального образования, отсутствие и недостаточность социальных гарантий людям с ограниченными возможностями, — заявил он. — Безусловно, все эти вопросы будут нами скорректированы и доработаны. Как — это уже другой вопрос. Это будет понятно по итогам работы специалистов, которые имеют непосредственное отношение к этой теме».