Трагедия произошла 4 сентября 2010 года на территории туристической базы «Дача» в Ленинском районе Ульяновска. Компания местных жителей, приехавших туда на выходные, играла в волейбол и жарила шашлыки. Неподалеку от них вызывающе шумно вели себя несколько мужчин — они употребляли алкоголь и очень громко нецензурно ругались. Позднее выяснилось, что так бурно проводили время сотрудники ульяновской милиции.
Как рассказал «Газете.Ru» старший помощник прокурора Ульяновкой области Василий Зима, один из отдыхающих подошел к мужчинам и попросил вести себя немного потише. «Он попросил их не шуметь так сильно, а также не ругаться матом, ведь на турбазе находились и дети, — пояснил Василий Зима. — После сделанного замечания мужчины сделались еще более агрессивными, начали кричать, что они являются сотрудниками милиции и что он им не указ».
После этого, по словам представителя прокуратуры, милиционеры — 37-летний Андрей Винокуров и 27-летний Роман Варенко — схватили мужчину и начали бить его головой о металлическую ограду.
Согласно показаниям многочисленных свидетелей, милиционеры долго избивали мужчину. Другим отдыхающим, попытавшимся остановить избиение, также досталось. На турбазу вызвали «скорую» и милицию. Зверски избитого мужчину госпитализировали, ему сделали экстренную операцию, однако, несмотря на усилия врачей, спустя несколько дней от полученной тяжелой черепно-мозговой травмы он скончался.
По словам Василия Зимы, в ходе следствия выяснилось, что произошедшее убийство не единственное тяжкое преступление, совершенное этими сотрудниками милиции.
По данным прокуратуры, в марте 2008 года Винокуров и Варенко принимали участие в «спецоперации» якобы по поимке угонщиков, в ходе которой ими были похищены двое жителей Ульяновска. Одному из пленников, которого милиционеры связали скотчем и увезли на машине в лесной массив для выбивания признательных показаний, удалось вырваться. Судьба второго жителя Ульяновска, также оказавшегося в руках милиционеров, до сих пор остается неизвестной. В правоохранительных органах не исключают, что его уже давно нет в живых.
В настоящее время майору Винокурову и лейтенанту Варенко предъявлено обвинение по п. «в» ч. 3 ст. 126 (похищение человека, повлекшее тяжкие последствия), п. «а» ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с применением насилия), пп.«ж», «и» ч. 2 ст. 105 (убийство, совершенное группой лиц из хулиганских побуждений), п. «а» ч. 2 ст. 116 (побои при отягчающих обстоятельствах) Уголовного кодекса.
Им грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.
При этом оба сотрудника милиции, взятых под арест, по словам Василия Зимы, отказываются давать какие-либо показания и не признают своей вины даже по тем эпизодам, свидетелями которых были десятки людей.
По официальным данным региональной прокуратуры, за девять месяцев текущего года на территории Ульяновской области в отношении сотрудников милиции было возбуждено 20 уголовных дел, причем большинство из них связаны с осуществлением служебной деятельности.
По словам аналитика межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Рамиля Ахметгалиева, в «ульяновском деле» есть много вопросов. «Если первый эпизод преступной деятельности этих милиционеров был выявлен еще в 2008 году, то почему об этом известно стало только сейчас? Почему они не понесли заслуженного наказания еще тогда? Думаю, тут есть вопросы и к прокуратуре», — сказал в интервью «Газете.Ru» Ахметгалиев. Он также отметил, что в структуре милицейской преступности особое место стали занимать чудовищные случаи, происходящие на бытовой почве. «Происшествие на ульяновской турбазе яркое тому подтверждение. Милиционеры привыкли размахивать не только служебными удостоверениями, но и руками. Многие из них считают, что им все можно, что у них какой-то особый статус», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
В пресс-службе регионального УВД «Газете.Ru» сообщили, что «не в курсе этого дела», отметив при этом, что никаких комментариев со стороны ведомства также не последует.
По словам руководителя ульяновской общественной организации «Правозащитный фонд» Игоря Корнилова, вопросы имеются и к недавно назначенному начальнику УВД Ульяновской области полковнику Андрею Ларионову. «Главная претензия связана с тем, что Ларионов не встречается с правозащитниками, не замечает их. А ведь с предшественниками Ларионова на посту начальника УВД области нам удавалось довольно конструктивно работать по целому ряду вопросов», — пояснил Игорь Корнилов.