Во вторник Дзержинский районный суд Нижнего Тагила вынес обвинительный приговор жителям Нижнего Тагила Егору Бычкову, Александру Васякину и Виталию Пагину. Все они работали в общественном фонде «Город без наркотиков» (ГБН), организованном в Нижнем Тагиле в 2006 году. Идею реализовал Егор Бычков (тогда ему было 19 лет) после знакомства с основателем екатеринбургской организации «Город без наркотиков», экс-депутатом Госдумы Евгением Ройзманом.
В задачу фонда входила организация контрольных закупок наркотиков, засады и облавы на наркоторговцев совместно с милиционерами отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Как рассказал «Газете.Ru» сам Бычков, первоначально в фонде захотели работать около 40 человек, однако в операциях против наркоторговцев принимали участие всего 3—4 из них. При этом в задачу оперативников ГБН входило и сопровождение каждого уголовного дела до суда — сотрудники фонда выступали в роли понятых. С начала работы фонда, по словам Бычкова, он лично поучаствовал в более чем 70 судах.
Затем у руководителей фонда появилась идея открыть в Нижнем Тагиле реабилитационный центр для наркозависимых (такой же центр действует в Екатеринбурге при местном фонде ГБН). По словам Бычкова, изначально с этой инициативой выступило руководство Екатеринбургской епархии РПЦ. «Дело в том, что, когда работа ГБН стала ощутима, к Бычкову валом пошли родители наркоманов и сами наркоманы», — рассказала «Газете.Ru» адвокат подсудимого Бычкова Анастасия Удеревская. По ее словам, сначала наркоманов отправляли в Екатеринбург, в центр Евгения Ройзмана, а в конце 2007 года реабилитационный центр был создан и в Нижнем Тагиле. Под центр было выделено помещение при храме Святого Пантелеймона в поселке Северный (район Нижнего Тагила).
За основу работы реабилитационного центра Бычков, по его словам, взял отработанную в Екатеринбурге схему: родители пациентов писали заявление, платили деньги за содержание в центре, а самих наркоманов с согласия отчаявшихся родителей пристегивали к кроватям.
Так в течение нескольких недель они переживали «сухую ломку», избавляясь от зависимости, питаясь хлебом, водой и чесноком с луком. «Человека просто заставляли переболеть», — отмечает Бычков.
С декабря 2007 года по апрель 2008-го в нижнетагильском центре побывали более 35 человек. Поводом для визита туда сотрудников прокуратуры стала анонимная жалоба прихожан храма Святого Пантелеймона. Пришедшие прокурорские работники обнаружили в центре нескольких пристегнутых к кроватям молодых людей — находившихся «в ломке» наркоманов — и под предлогом установления личности увезли их в милицию. Там пациенты центра написали заявления о насильственном похищении, лишении свободы, истязании и побоях, которые стали основанием для возбуждения уголовного дела сотрудникам реабилитационного центра.
Согласно материалам уголовного дела, Бычков, Васякин и Пагин насильно похитили, удерживали и истязали лишением еды, наркотиков и неуважительным отношением семерых реабилитантов. Согласно фабуле обвинения, Бычков организовал фонд и реабилитационный центр из корыстных побуждений. Прокурор до конца процесса требовал для подсудимых большие сроки, несмотря на то что в материалах дела были заявления от родителей наркоманов, проходивших курс реабилитации, оправдывавшие действия сотрудников фонда. Однако гособвинение потребовало от суда назначить Бычкову наказание сроком в 12 лет строгого режима (максимально он мог получить 20 лет колонии). Александру Васякину грозило 9 лет тюрьмы, а Виталию Пагину — 3 года. Все трое подсудимых находились под подпиской о невыезде — никто из них арестован не был.
В итоге все три фигуранта дела были признаны виновными в похищении четырех наркозависимых (обвинения в истязаниях, побоях и корысти с подсудимых были сняты).
Судья Юлия Петрова приговорила Бычкова к трем с половиной годам колонии общего режима, Васякин получил 4 года колонии общего режима, а Пагин — полтора года условно.
Осужденных к лишению свободы конвой арестовал в зале суда. «А почему так мало дали?» — крикнул судье Егор Бычков.
Защита уже обжаловала приговор. «Мы рассчитывали на полное оправдание, я уже написала и подала кассационную жалобу», — сообщил «Газете.Ru» адвокат.
«В организации центра Бычкову помогал отец Геннадий Ведерников. Но обсуждать судебное решение мы не будем. Беспокоит другое. Люди говорят, что в ходе следствия учтены не все обстоятельства дела. К этому склоняется и духовенство», — сообщил «Газете.Ru» помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии Борис Косинский.
«Лишь бы Егора теперь не нашли в камере повешенным», — заявил Евгений Ройзман в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru». По его словам, с аналогичными проблемами сталкивались организаторы реабилитационных центров и в Екатеринбурге. В 2004—2007 годах против екатеринбургского фонда было возбуждено 23 уголовных дела, его сотрудникам инкриминировали тот же набор преступлений, что и Бычкову, однако позже все уголовные дела были закрыты.
Во вторник, отвечая на вопрос «Газеты.Ru» по поводу дела Бычкова, пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова заявила, что Дмитрий Медведев уже дал поручение прокуратуре взять под контроль это дело. Информацию о деле Бычкова накануне во время встречи главы государства с музыкантами ему передал лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин, попросив разобраться в ситуации.