Во вторник директор ФСБ России Александр Бортников заявил о раскрытии теракта, совершенного 9 сентября этого года на центральном рынке Владикавказа. «Раскрыты террористические акты в Республике Северная Осетия — Алания, совершенные в августе — сентябре этого года на центральном рынке Владикавказа и контрольном пункте милиции федеральной трассы «Кавказ» на административной границе с Ингушетией», — сообщил Бортников на заседании Национального антитеррористического комитета (НАК), его слова приводит «Интерфакс».
Трое подозреваемых в совершении взрыва, от которого погибли 19 человек, арестованы, еще двоих сотрудники спецслужб уничтожили при задержании.
Группировка, организовавшая взрыв на центральном рынке Владикавказа, причастна к «многочисленным убийствам сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих федеральных сил и более 10 подрывам самодельных взрывных устройств на территории Ингушетии», заявил Бортников. Двое участников бандформирования оказали вооруженное сопротивление при задержании, за что и были убиты. Трое задержанных находятся в СИЗО. Предъявлены ли им официальные обвинения, директор ФСБ не уточнил, но сообщил, что следствие считает их непосредственными участниками преступления: «Непосредственными исполнителями взрывов являются активные члены банды Даурбеков, Латыров и брат главаря Хашагульгова».
Иса Хашагульгов, которого ФСБ считает лидером незаконного вооруженного формирования «Имарат Кавказ» (организация запрещена в России) в Ингушетии, был задержан еще в конце сентября.
Он являлся ближайшим соратником лидера чеченских боевиков Доку Умарова и организатором теракта на рынке Владикавказа, сообщил Бортников во вторник.
Напомним, взрыв на центральном рынке Владикавказа прогремел утром 9 сентября. Около 11.20 возле входа на рынок со стороны улицы Занаева взорвалась машина ГАЗ-3102 «Волга», начиненная взрывчаткой. Мощность бомбы составила 30—40 кг в тротиловом эквиваленте, взрывное устройство было начинено поражающими элементами — болтами, гайками, кусками арматуры. 14 человек погибли на месте, находившийся в машине террорист-смертник также скончался. Позже еще пятеро пострадавших умерли в больницах. Ранения разной степени тяжести получили около 200 человек. Вскоре после теракта у входа на рынок было найдено еще одно взрывное устройство, которое разминировали саперы.
По факту взрыва возбудили уголовное дело по ст. 205 (террористический акт), ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более лиц) и ст. 222 (незаконный оборот оружия) Уголовного кодекса. Расследование ведет главное следственное управление по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам. О задержании первых подозреваемых глава ФСБ Бортников сообщил еще в день теракта, следователи же не комментируют эту информацию до сих пор. «Расследование ведется, но мы пока не считаем нужным обнародовать его данные», — заявили «Газете.Ru» в СКП.
О задержании Хашагульгова, которого теперь ФСБ называет организатором теракта и правой рукой Умарова, стало известно 27 сентября. Тогда в ЦОС ФСБ заявили, что Хашагульгов задержан по подозрению в руководстве незаконным вооруженным формированием — «Имарат Кавказ» в Ингушетии — и незаконном обороте оружия. Из Карабулака его перевезли в Москву, в СИЗО «Лефортово», где подозреваемый находится до сих пор.
В день его задержания супруга Хашагульгова обратилась к главе республики Юнус-Беку Евкурову, заявив о похищении мужа. В причастность к бандформированиям родственники Хашагульгова не верят, считая задержание «местью за его правовую активность».
В открытом письме к Евкурову, прокурору Ингушетии и правозащитникам Пятимат Хашагульгова просила защитить конституционные права ее мужа, обвинив представителей спецслужб в похищении. По словам Хашагульговой, ее супруг, в прошлом сотрудник правоохранительных органов, в последние годы занимался строительным бизнесом. Родственники задержанного считают, что его преследование может быть связано с «правовой активностью» семьи Хашагульговых, сообщает «Кавказский узел». Некоторое время назад Пятимат Хашагульгова обжаловала в прокуратуре действия директора школы Карабулака, которая не пустила ее дочь на занятия в хиджабе. В итоге руководство школы принесло извинения и запрет был отменен.