В понедельник в Мосгорсуде прошли прения сторон по делу об убийстве Руслана Ямадаева, члена влиятельного чеченского тейпа, Героя России и бывшего депутата Госдумы третьего созыва. Автомобиль Ямадаева 24 сентября 2008 года расстреляли в Москве, у дома № 10 на Смоленской набережной. За рулем был сам Ямадаев, на пассажирском сиденье находился бывший военный комендант Грозного генерал Сергей Кизюн. Когда бронированный Mercedes 600 экс-депутата остановился на светофоре, к нему подбежал мужчина и через приоткрытое окно открыл огонь из пистолета-автомата с глушителем. По версии следствия, стрелявшим был Асланбек Дадаев, а с места преступления его увез Элимпаша Хацуев. Киллер и его сообщник, согласно материалам уголовного дела, действовали по распоряжению «неустановленного организатора», который нанял их за денежное вознаграждение.
Гособвинение просит приговорить Дадаева к 23 годам колонии строгого режима, а Хацуева — к 19 годам. Третий подсудимый, Тимур Исаев, должен провести за решеткой 16 лет, считает прокуратура.
Исаев в убийстве Ямадаева не обвиняется, ему вменяют другое преступление, совершенное совместно с Хацуевым, — нападение на председателя правления «Конверс груп» Александра Антонова. В финансиста стреляли 11 марта 2009 года, когда он вместе с охранником Александром Комаровым выходил из своего дома на улице Расплетина. Преступники выстрелили не меньше 18 раз. Бизнесмен получил серьезные ранения, но остался жив.
Исаев, согласно обвинительному заключению, стрелял из машины. «Антонов и Комаров давали показания в суде. Они так детально описывают внешность моего подзащитного, который сидел в машине с тонированными стеклами, что есть основания заподозрить их в даче ложных показаний. Они запомнили черные брови, нос, уши, телосложение и то, что он был в короткой куртке, хотя он, по материалам дела, сидел в машине и не выходил, не вставал», — рассказал «Газете.Ru» адвокат Исаева Муса Хадисов. Защитник отмечает, что показания потерпевших легли в основу обвинения. «Исаев не причастен к этому преступлению, мы требуем его полностью оправдать», — заключил Хадисов.
Адвокаты Хацуева и Дадаева также обратились к суду с требованием вынести оправдательный приговор, ссылаясь на отсутствие доказательств.
Элимпаша Хацуев признал свою вину только в незаконном хранении оружия — при обыске у него в квартире оперативники нашли пистолет. «Все остальное — это мозаика, склеенная из домыслов и слухов», — охарактеризовал обвинение перед выступлением в прениях адвокат Хацуева Заур Самханов. Защита весьма критически оценивает показания свидетеля Кизюна, который в начале процесса заявил, что узнал стрелявшего — Дадаева. «Я увидел глаза стрелявшего, они были каре-зеленого цвета, сейчас у меня нет сомнений, что это Дадаев», — заявил генерал на допросе в Мосгорсуде летом этого года. Как ранее сообщалось, киллер был в маске и ничего, кроме бровей и глаз, потерпевший видеть не мог.
Еще один свидетель обвинения — экс-сотрудник Московского угрозыска, который оказался случайным свидетелем нападения на Ямадаева и Кизюна и запомнил три цифры номера машины, на которой уехали стрелявшие. Свидетель, которого защита подозревает в «даче показаний в угоду следствию», засекречен и проходит в материалах дела под псевдонимом Дмитриев.
В отличие от защитников прокуратура в доказанности изложенного в уголовном деле уверена. «Вина полностью и бесспорно доказана», — заявил в суде в понедельник представитель гособвинения. Юристы, представлявшие интересы потерпевших, поддержали ходатайство гособвинения о длительных сроках заключения для всех подсудимых. Ни сам Антонов, ни брат убитого Руслана Ямадаева Иса участия в прениях не принимали.
«Я считаю, что вина подсудимых доказана, — заявил Иса Ямадаев «Газете.Ru». — Приговор запросили нормальный, я доволен».
На вопрос, кого Ямадаев считает заказчиком убийства своего брата, он отвечать отказался: «Сейчас я не хочу об этом говорить». Ранее Иса Ямадаев не раз заявлял, что приказ об убийстве его брата отдал лично президент Чечни Рамзан Кадыров. Однако в конце августа 2010 года Ямадаев заявил о перемирии с Кадыровым-младшим, которого ранее обвинял не только в убийства брата Руслана, но и в организации покушения в ОАЭ на Сулима Ямадаева. «Мы обо всем поговорили, поняли друг друга и простили. Я заявляю, что мы отныне являемся соратниками президента Чеченской республики», — сообщил он журналистам.
Впрочем, мотив убийства Руслана Ямадаева не является предметом разбирательства, которое подходит к концу в Мосгорсуде. В обвинительном заключении говорится, что Хацуев и Дадаев совершили преступление из корыстных побуждений, а дело в отношении ненайденного заказчика выделено в отдельное производство. Приговор предполагаемым исполнителям убийства суд огласит через неделю, 18 октября.