Проект закона «Об образовании» должна доработать специально созданная рабочая группа специалистов. Об этом было заявлено во вторник на заседании Российского союза ректоров (РСР). Главы вузов из разных регионов единогласно критично отнеслись к проекту закона.
Отношение РСР к законопроекту выразил во вступительном слове его председатель, ректор МГУ Виктор Садовничий.
Единственная положительная характеристика, которую законопроект получил от Садовничего, заключалась в том, что документ несет «определенный модернизационный импульс», но даже этот импульс «часто прерывается и теряется». В юридическом смысле проект нового закона, заявил ректор, больше похож не на документ, а на «краткий справочник, пересказывающий российское законодательство в области образования» — Бюджетный, Семейный, Гражданский и Уголовные кодексы, поэтому без ущерба для содержания может «похудеть» в два раза. Тем более что в содержании проекта закона «Об образовании» сейчас отсутствуют «основополагающие нормы».
«Закон полон хороших и красивых слов. Но если читать закон и спрашивать, какие права и обязанности установлены, чьи это права и обязанности и что будет, если они нарушены, то окажется, что ответов не видно», — заявил Садовничий.
Ректора и его коллег возмутило и определение законом образования как «услуги и общественного частного блага» — это, считают главы вузов, умаляет ответственность государства за образование.
Кроме того, указал Садовничий, в проекте закона есть множество противоречащих друг другу положений. Так, предполагается, что нормативное финансирования студентов будет зависеть от результата ЕГЭ учащегося. «Но на кого будет выделяться больше денег — на троечника, которого надо тянуть, или отличника, который и так все знает? Если троечнику меньше, то давайте вспомним, что химию и физику, к примеру, всегда сдают в среднем хуже, чем гуманитарные предметы. В результате опять пострадают инженерные вузы», — отметил ректор.
Затем Садовничий зачитал заключение Союза ректоров Приморского края:
«Законопроект догоняет ситуацию в высшем профессиональном образовании, а не формирует его и не содержит инновационных новелл».
Концепции развития системы образования в тексте нет — едины во мнении присутствующие на заседании ректоры. «Техника стала впереди принципа», — заключил глава МГУ.
Ректор Московской государственной юридической академии имени Кутафина, член президиума Ассоциации юристов России Виктор Блажеев считает, что проект закона слишком детализирует часть норм, прописывает положения, которые должны быть в других актах или указах, — размер стипендий, поступление в аспирантуру и т. д.
При этом в важных аспектах разработчики детали опустили, говорит он.
Так, по словам Блажеева, законопроект предусматривает, что студент заключает с вузом при поступлении договор, но не уточняет какой. «Если мы апеллируем к понятию образовательная услуга, то тут можно говорить и про гражданские отношения. А в таком случае расторгнуть договор, например, вы можете только в судебном порядке, то есть отчислить студента нельзя», — уточнил Блажеев.
С определением видов образования, по мнению Блажеева, разработчики также запутались. Колледжам оставили только бакалавриат, институтам — бакалавриат и специалитет, университетам — все возможные формы высшего образования, включая аспирантуру и докторантуру. Академии же, по законопроекту, смогут предоставлять только дополнительное образование, но при этом учить и аспирантов, и докторов.
По мнению ректоров, в итоге проект нового закона запрещает большей части вузов заниматься наукой.
Возмущение ректорского сообщества, как до этого и парламентариев, обсуждавших законопроект в сентябре, вызвала идея упразднить начальное профессиональное образование, разделив среднее профессиональное на два уровня. ПТУ в таком случае заменят лицеи.
Ректор Вологодского государственного педагогического университета Елена Бахтенко напомнила, что несколько лет назад ПТУ заменяли колледжами. В законопроекте же колледжи хотят сделать вузами. «Не будут ли в итоге эти колледжи работодатели воспринимать как ПТУ?» — поинтересовалась Бахтенко.
Вице-президент РСР, президент Нижегородского государственного университета имени Лобачевского Роман Стронгин заявил, что необходимо создавать новый образовательный кодекс.
Также ректоры потребовали предоставить вузам более широкую автономию. А приглашенный на конференцию вице-президент Торгово-промышленной палаты Владимир Исаков сказал, что закон может «стать эпохальным» только в случае, «если решит один вопрос — переход России к всеобщему бесплатному высшему образованию». Предложение Исакова встретили аплодисментами.
Министр образования Андрей Фурсенко ответил ректорам в резкой форме.
Сокращение числа вузов, которые бы занимались научной деятельностью, по мнению министра, логично: «Только 16% вузов сейчас занимаются наукой. Не драматизируйте ситуацию. Если вы хотите, чтобы все вузы занимались наукой, то большую часть из них надо закрыть или присоединить к другим».
На бесплатное образование, считает Фурсенко, «уже давно перешли»: «половина выпускников школ попадает на бюджетные места». «Ваши замечания носят противоречивый характер: вы говорите, что проект должен быть компактным, и требуете включить туда конкретные вещи. И то и другое сделать невозможно», — сказал министр.
Фурсенко поддержал идею ректоров создать рабочую группу, которая бы «вычистила закон и серьезно за него взялась».
По мнению ректоров, в рабочую группу должны войти 5—10 специалистов, которые бы занимались только законом и у которых не было бы других обязанностей. «Идея хорошая, но давайте подумаем, а сможем ли мы создать такую группу, которая бы всех удовлетворила? Если бы итогом конференции стали предложения по созданию такой группы — я был бы очень рад», — сказал министр.
Предположение Фурсенко оказалось отчасти верным. Бажеев заявил, что группа должна состоять из членов Ассоциации юристов и ректоров ведущих юридических вузов. Садовничий с ним не согласился: по мнению ректора МГУ, «обратиться надо к авторитетнейшим людям, классикам», и не только юристам.
После конференции Садовничий рассказал журналистам, что проект закона разрабатывался два года. По мнению ректора главного вуза страны, в том, что законопроект будет принят, сомнений нет.
«Был большой грант, деньги в принципе уже распределены. Закон будет в итоге принят, это вопрос времени, но его база слабовата. Насколько я знаю, у всех, кто имеет отношение к закону, много колебаний», — сказал председатель РСР.
Изначально сообщалось, что проект закона внесут на рассмотрение Госдумы в декабре, но Фурсенко уже заявил, что, скорее всего, сроки увеличатся. По мнению Садовничего, сроки внесения закона будут зависеть от того, «как сложится отношение к его переработке». «В таком виде закон недопустим», — отметил ректор.
В РСР собираются систематизировать все замечания по законопроекту, которые предоставили региональные отделения союза ректоров, отобрать из них самые главные и отправить в Министерство образования.
Многие инициативы РСР в итоге были приняты на законодательном уровне. Большие дискуссии в союзе велись касательно введения ЕГЭ. Ряд членов РСР, в том числе и Виктор Садовничий, выступали с резкой критикой госэкзамена. В итоге ЕГЭ как форму госаттестации все-таки приняли, но РСР добился того, что в закон был включен ряд положений, дающих вузам определенную свободу. Так, ряд вузов смогли проводить дополнительные вступительные испытания, РСР добился существенных льгот для олимпиадников. По итогам вступительной кампании ЕГЭ-2008 ректоры также смогли добиться, чтобы на следующий год выпускники могли подавать документы только в пять вузов на три направления подготовки.
Ближе к вечеру стало известно, что проекту закона «Об образовании» предстоят общественные слушания.
Во вторник президент Дмитрий Медведев предложил Минобрнауки провести общественные обсуждения законопроекта «Об образовании» — по примеру проекта закона «О полиции», передает «Интерфакс». Главой комиссии, которая координировала бы эту дискуссию, президент предложил назначить своего советника Вениамина Яковлева.