Обвинение по п. «г» ч. 4 ст. 290 УК (получение взятки в крупном размере) бывшему заместителю мэра Москвы и главе контрольного комитета столичного правительства (Москонтроль) Александру Рябинину предъявили во вторник. Об этом журналистам сообщил официальный представитель СКП Владимир Маркин. «Рябинин прибыл в следственное управление СКП по Москве сегодня утром, с ним проводились следственные действия. Также в присутствии адвоката ему предъявили обвинение», — рассказал источник «Газеты.Ru» в следственном ведомстве. По словам собеседника, ходатайствовать об аресте бывшего зама Юрия Лужкова СУ СКП не собирается: когда Рябинин был еще подозреваемым по делу, его отпустили под подписку о невыезде. «Теперь ее действие автоматически продлено», — пояснил источник.
Рябинина обвиняют в том, что он получил от застройщика в качестве взятки квартиру в обмен на согласование проекта о строительстве.
Первоначально (дело расследовалось с декабря 2009 года) действия чиновника квалифицировались по ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями). По данным СКП, за квартиру на улице Бахрушина Рябинин согласовал проект в Левобережном районе Москвы, а полученную жилплощадь оформил на свою дочь. Однако спустя несколько дней уголовное преследование Рябинина было прекращено по решению прокурора.
В мае СКП возбудил новое уголовное дело против чиновника, на этот раз о получении взятки в особо крупном размере. Состав преступления при этом не изменился. Глава ведомства Александр Бастрыкин позднее заявил, что Рябинин скрывается от следователей за границей, однако в мэрии его слова опровергли, заявив, что заммэра с 6 по 10 сентября находится в отпуске в Архангельской области и по приезде готов ходить на допросы. Вернувшись в Москву, Рябинин заявил, что ни в чем не виновен, а его уголовное преследование напрямую связано с «антилужковской кампанией».
«Все развернуто, чтобы лить грязь на мэра», — заявил Рябинин, пояснив, что травля выгодна противникам Лужкова, среди которых, по его словам, лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Вскоре после отставки Лужкова, 29 сентября 2010 года, и. о. мэра Ресин подписал заявление чиновника об увольнении — в мэрии пояснили, что оно было написано по собственному желанию. На следующий день следователи вручили Рябинину подписку о невыезде.
В понедельник, 4 октября, на освободившуюся должность заммэра по контролю за инвестициями и главы Москонтроля был назначен бывший заместитель главы аппарата мэра Владимир Шукшин. Он исполняет обязанности временно — как и все нынешние руководители правительства Москвы, Шукшин уйдет в отставку после назначения нового мэра столицы.
Мнения московских депутатов о возможных мотивах уголовного преследования Рябинина разделились.
«Человеку предъявлено обвинение, и он вправе защищаться. Но следственные органы еще ведут расследование, и комментировать его считаю неэтичным», — заявила «Газете.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко.
По мнению руководителя фракции КПРФ в московском парламенте Андрея Клычкова, «факт предъявления обвинения, как и отставка префекта САО Митволя, как и решения по памятнику Петру I и строительству на Боровицкой площади, — это попытка отвлечь внимание от событий, которые действительно затрагивают интересы москвичей».
«А еще это сигнал Юрию Лужкову, что могло быть все по-другому, если бы не его скандальная отставка и желание остаться при этом в политике», — заявил Клычков «Газете.Ru».
У председателя комиссии Мосгордумы по законодательству Александра Семенникова, депутата от партии «Единая Россия», другое мнение. «Я полагаю, что это не связанные процессы — отставка Лужкова и предъявление обвинения. Это всего лишь очередной этап расследования, которое началось задолго до отставки мэра», — сказал «Газете.Ru» парламентарий. Семенников сообщил, что до увольнения с поста главы СУ СКП по Москве Анатолия Багмета беседовал с ним и обсуждал в том числе и дело Рябинина: «Господин Багмет появился в Москве из Челябинска и не очень ориентировался во всех этих реалиях: кто за кем стоит, где чьи интересы. По моим ощущениям, у правоохранительных органов изначально было намерение раскрыть это дело, они чувствовали за собой доказательную базу».
«Возможно, сейчас исчезли какие-то сдерживающие факторы, — допустил депутат-единоросс. — И следователи будут просто делать то, что должны».
Связаться с самим Рябининым или его защитниками во вторник не удалось.