В понедельник тройка судей Мосгорсуда рассмотрела кассационную жалобу организаторов выставки «Запретное искусство-2006» бывшего директора Музея им. Сахарова Юрия Самодурова и экс-руководителя отдела новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева, которых летом этого года приговорили к штрафу за проведение выставки произведений современного искусства. Таганский районный суд Москвы признал их виновными по ст. 282 УК (возбуждение религиозной ненависти либо вражды) и постановил, что Ерофеев должен заплатить в пользу государства 150 тысяч рублей, а Самодуров — 200 тысяч.
Адвокат осужденных Анна Ставицкая в понедельник требовала приговор отменить, а уголовное дело против Самодурова и Ерофеева прекратить.
Прокуратура, в свою очередь, настаивала, что приговор должен остаться в силе, как законный и обоснованный. «Странная позиция, — критиковала гособвинение Ставицкая. — В суде прокурор требовал три года колонии для подсудимых, а теперь прокуратура со штрафом согласна, считает, что отменять не надо. Зачем тогда требовали сажать?»
«Надо было посадить, конечно. Устроили эту богохульную выставку», — одна из православных активисток, которые не пропускали ни одного заседания в Таганском суде, рассказывала посетителям Мосгорсуда, за что православные ополчились на Самодурова и Ерофеева. Случайные слушатели интересовались, что именно возмутило даму. «Грешно пересказывать», — отвечала она и мелко крестилась. В ходе процесса Самодуров и Ерофеев ни раз ссылались на то, что заявители по делу (их было более сотни человек, в основном члены движений «Народный собор» и «Народная защита») сами не посещали выставку и не видели работ, а заявления написали со слов своих единомышленников или прямо в кабинете у следователя, когда он показал им фото с выставки. Суд эти аргументы во внимание не принял.
«Приговор Таганского суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения», — после сорокаминутного разбирательства огласил постановление судья. Осужденные, заторопившись к выходу, попутно сообщили, что теперь обратятся в Страсбургский суд.
«Ничего другого мы и не ждали, но теперь формальности соблюдены и мы можем подавать жалобу в Европейский суд по правам человека», — сказала журналистам адвокат Ставицкая. «У сегодняшнего заседания могло быть два исхода. Правовой, основанный на многих законах и Конституции, и политический, демонстрирующий, что государство поддерживает позицию церкви. Мосгорсуд выбрал второй, к сожалению», — констатировал Самодуров. Экс-директор Сахаровского музея, уволенный оттуда после двух скандальных выставок (делу «Запретного искусства» предшествовало разбирательство по выставке «Осторожно, религия!» — тогда Самодурову тоже присудили штраф), сослался на заявление патриарха Кирилла во время визита в Одессу. «Общество должно защищать себя от таких выставок», — процитировал осужденный предстоятеля Русской православной церкви (РПЦ).
«Безусловно, эти картины должны быть признаны орудиями преступления и уничтожены», — защищалось от художников общество в лице главы «Народного собора» Олега Кассина.
Лидер православных националистов, как и прокурор, оказался доволен приговором, хотя сам в ходе процесса требовал отправить Самодурова и Ерофеева за решетку. Кассин, пользуясь случаем, напомнил журналистам о своем недавнем заявлении в Генпрокуратуру: руководитель «Народного собора» потребовал прекратить выдачу прокатных удостоверений фильмам, содержащим нецензурную лексику. «Меня удивляет, о чем думает Министерство культуры, кто вообще им руководит, если они позволяют себе участвовать в растлении», — возмущался Кассин.
Руководство и активисты «Народного собора» были заявителями по делу о выставке в Музее им. Сахарова, которая проходила в марте 2007 года. Самодуров и Ерофеев, который был куратором выставки, включили в экспозицию работы Ильи Кабакова, Авдея Тер-Оганьяна, Александра Косолапова и других художников. Картины объединяло то, что в 2006 году они под разными предлогами не были допущены к участию в выставках. Собрав отвергнутые другими кураторами и площадками работы, искусствоведы решили поднять тему цензуры и самоцензуры в российском искусстве и выставочной деятельности. «Народный собор», активисты которого прославились тем, что участвовали в погромах в Центре им. Сахарова во время другой выставки, «Осторожно, религия!», обратился в прокуратуру.
Суд по делу «Запретного искусства» тянулся больше года, Ерофеева и Самодурова поддержали многие деятели искусства, в прессе появились сотни публикаций о процессе. В апреле 2010 года, за три месяца до приговора, вышел номер журнала «Артхроника», посвященный проблеме взаимоотношений церкви и современного искусства. Впрочем, информационным поводом для тематического номера стал даже не процесс в Таганском суде, а первая выставка современных художников в действующем храме — проект Гора Чахала «Двоесловие: диалог». В начале сентября 2010 года в редакцию «Артхроники» пришла проверка из центра Э ГУВД Москвы. Милиционеры действовали по заявлению предпринимателя Сергея Шмакова, которого возмутили иллюстрации к одной из заметок. В конце сентября Роскомнадзор вынес журналу предупреждение «за публикацию на обложке журнала и на стр. 78 под рубрикой «Свято — не свято» в № 4 за 2010 год репродукций экспонатов выставок «Осторожно, религия!» 2003 года и «Запретное искусство-2006», воспринятых верующими как возбуждение религиозной розни». Руководство «Артхроники» намерено обжаловать это предупреждение. Как ранее отмечали наблюдатели, экспонаты выставки «Запретное искусство» не были признаны экстремистскими материалами, а самим художникам не было предъявлено никаких обвинений.