В среду Московский областной суд вынес приговор по уголовному делу о покушении на бывшего главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса, которое было совершено 17 марта 2005 года. Процесс продолжался чуть меньше года — с октября 2009-го, на скамье подсудимых находились отставной полковник ГРУ Владимир Квачков, бывшие десантники Роберт Яшин и Александр Найденов, а также историк Иван Миронов (сын бывшего министра печати Бориса Миронова, известного своими антисемитскими взглядами). В августе этого года присяжные вынесли оправдательный вердикт, установив, что сам факт покушения имел место, но подсудимые его не совершали.
«Всем фигурантам дела вынесен оправдательный приговор за непричастностью к совершению преступления», — сообщили «Газете.Ru» в среду в пресс-службе Мособлсуда.
По свидетельству участников процесса, на оглашение приговора у судьи Людмилы Пантелеевой ушло около 40 минут. В его тексте также говорится, что все оправданные имеют право на реабилитацию, а услуги их адвокатов будут оплачены из государственного бюджета. Что касается уголовного дела, то его следует вернуть в Следственный комитет при прокуратуре (СКП), сотрудники которого должны «установить истинных заказчиков и исполнителей преступления».
Единственная причина, по которой дело может не дойти до СКП и вернуться в суд, — обжалование приговора в Верховном суде. Право на кассацию есть у всех участников процесса, но защитники в среду заявили, что «приговором полностью удовлетворены». «У нас могут возникнуть замечания на протокол заседания, но обжаловать оправдательный приговор, конечно, не будем», — сказала «Газете.Ru» адвокат Найденова Наталья Котеночкина. Представитель потерпевшего Чубайса Леонид Гозман ранее сообщал, что его доверитель, хоть и уверен в виновности Квачкова и других, обжаловать приговор не будет. В прениях Гозман и адвокат Чубайса Андрей Шугаев просили присяжных проявить снисхождение, чтобы подсудимые не получили реальных сроков: по мнению потерпевшей стороны, отправка Квачкова и его соратников за решетку привела бы к их «ненужной героизации» и могла спровоцировать волну насилия.
Позиция прокуратуры относительно приговора неизвестна: гособвинитель Сергей Каверин в среду не пришел на финальное заседание.
«Никакого нарушения в этом нет, это право гособвинения, но узнать их позицию в день оглашения приговора не удалось, — констатировала адвокат Котеночкина. — Мое мнение — приговор будет обжалован». После вынесения оправдательного вердикта присяжных о своей готовности к новому судебному разбирательству заявлял Квачков, ссылаясь на то, что один оправдательный приговор Верховный суд уже отменил — летом 2008 года присяжные уже признавали подсудимых невиновными. Основанием для обжалования стали процессуальные нарушения, допущенные представителями сторон.
В среду отставной полковник ГРУ беспокоился еще и по другому поводу: по решению суда ему не вернули автомобиль Saab, изъятый в качестве вещдока по делу. «Согласно приговору, нашей семье не вернут машину, хотя мы и признаны непричастными. Это не вяжется со здравым смыслом», — цитирует Квачкова «Интерфакс». Не исключено, что Saab останется в распоряжении следствия до тех пор, пока не будет найден сын Квачкова Александр — он проходил в качестве пятого обвиняемого по делу, но скрылся в первые дни после покушения и до сих пор в розыске. Несмотря на оправдательный приговор Квачкову-старшему, обвинения с его сына не сняты.
Пока экс-полковник беспокоился о судьбе автомобиля, в коридоре Мособлсуда устроили перепалку представитель Чубайса Гозман и оправданный Миронов.
Миронов, выходя из зала, заявил журналистам и соратникам, что считает все обвинения сфальсифицированными «фашистами, которые хотят добиться своего с помощью денег», передает РИА «Новости». Гозман в ответ заявил, что сожалеет о том, что люди, которых он считает виновными, остались безнаказанными. «Я думаю, они совершат новое преступление, за которое и понесут наказание», — объявил представитель Чубайса.
Впрочем, скандала перепалка не спровоцировала: соратники Квачкова, Миронова и других (их собралось в Мособлсуде около 50 человек) в среду вели себя спокойно. «Группа поддержки была довольно большая, но все прошло без эксцессов, потому что уже все знали, чем закончится разбирательство, и были спокойны», — сказали в пресс-службе Мособлсуда.
Напомним, и сами обвиняемые, и их соратники в течение всего процесса утверждали, что покушение на Чубайса весной 2005 года было инсценировкой. Однако коллегию присяжных эти доводы не убедили: заседатели пришли к выводу, что нападение было реальным, но Квачков, Миронов, Найденов и Яшин его не совершали. По версии следствия, на пути следования машины Чубайса на Митькинском шоссе сработало самодельное взрывное устройство, а затем BMW обстреляли из автоматов. Автомобиль тогдашнего главы РАО ЕЭС пострадал, но сам Чубайс не был ранен. Подозрение на Квачкова пало из-за того, что его автомобиль был замечен в нескольких сотнях метров от места покушения, и отставного полковника задержали в тот же вечер. Сам Квачков утверждал, что утром 17 марта подвозил на встречу сына и к взрыву отношения не имел.