Пять месяцев понадобилось британской нефтяной компании ВР, чтобы закрыть аварийную скважину, из которой все это время выливалась нефть в Мексиканской залив. О прекращении утечки в воскресенье заявил адмирал береговой охраны США Тэд Аллен.
Специалисты пробурили новую скважину, через которую в поврежденную трубу был закачан цемент.
Как пояснил Аллен, сейчас скважина «закрыта наглухо» и больше не представляет никакой опасности.
До этого ВР пыталась несколько раз остановить утечку. Первоначально специалисты пробовали реанимировать заглушку, которая оказалась сильно поврежденной. Затем установили над трубой защитный купол, однако он не встал на место. Следом в устье скважины закачивали специальную смесь, начиненную автомобильными покрышками и теннисными мячиками. Но высокое давление легко вытолкнуло пробку. Промежуточным итогом стала установка в июле новой заглушки взамен сломанной. Специальный робот отпилил искореженную трубу и установил сверху запорный механизм. Однако полностью поток нефти не удалось перекрыть — часть продолжала выливаться в залив. После этого представители ВР заявили, что придется все-таки бурить параллельную скважину, чтобы уменьшить давление в основной трубе, а уже затем закачивать цемент. Эта тактика принесла положительные результаты.
Президент США Барак Обама заявил, что Белый дом продолжит делать все возможное, чтобы устранить последствия утечки нефти, в том числе касающиеся воздействия на экологию прибрежных регионов.
Между тем начало судебного процесса откладывается все дальше.
Судья, разбирающий объединенные в одно производство дела по аварии на скважине, продлил срок подачи заявлений до 20 апреля 2011 года.
Первое заседание состоится не раньше октября следующего года. В суды были поданы тысячи исков от жителей пострадавших от аварии прибрежных штатов Луизиана, Алабама, Миссисипи, Техас и Флорида. Многие американцы разорились из-за утечки, так как их бизнес был связан с добычей рыбы в заливе и туристическим сезоном. Суду предстоит определить степень вины каждого участника добычи нефти.
Ожидается, что на первом слушании будет рассматриваться ответственность одной из крупнейших в мире буровых компаний Transocean Ltd, которой принадлежит взорвавшаяся и затонувшая платформа Deepwater Horizon.
В свою очередь, компания ВР опубликовала окончательные результаты собственного расследования аварии. Как видно из отчета, нефтяной гигант попытался разделить ответственность за произошедшее со своими партнерами. Основную роль в ЧП сыграл человеческий фактор, посчитали в ВР. Компания обвинила команду Transocean в бездействии. Попытки взять контроль над скважиной произошли через 40 минут после аварии, когда на поверхности появились нефтяные пятна. Взрыв произошел спустя время, когда газ, вырвавшийся из трубы, попал в машинное отделение платформы. Кроме того, выяснилось, что специалисты ВР и Transocean, работавшие на платформе Deepwater Horizon, неправильно оценили результаты теста на давление. Из-за этого провалились попытки закупорить трубу. Не обошли укоры компанию Halliburton, которая также участвовала в неудавшейся попытке цементирования скважины.
Управляемая BP платформа Deepwater Horizon затонула в Мексиканском заливе, у побережья штата Луизиана, 22 апреля, после 36-часового пожара, последовавшего за мощным взрывом, унесшим жизни 11 человек. Утечка нефти уже нанесла ущерб американским штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи, Флорида и Техас и грозит региону экологической катастрофой.
Инцидент в Мексиканском заливе стал крупнейшим аварийным разливом нефти в США, масштабы которого превысили последствия от крушения танкера Exxon Valdez у побережья Аляски в 1989 году. Тогда из севшего на мель судна вылилось около 260 тыс. баррелей нефти.