Без изменения системы начального и среднего профессионального образования модернизации не будет, заявил в вторник президент России Дмитрий Медведев на совместном заседании Государственного совета и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики. Заседание было посвящено приоритетам развития профессионального образования. «Без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе. Но мы должны заниматься всеми этими вопросами в привязке к конкретной жизни. Здесь не может быть абстрактных разговоров», — заявил президент.
Медведев предложил совместное финансирование профессиональных образовательных учреждений региональными властями и работодателями.
«Надо, чтобы они (работодатели. — «Газета.Ru») принимали на частичное финансирование образовательную сеть», — заявил президент. По его словам, регионы должны также участвовать в формировании запросов на специалистов различных специальностей. Медведев потребовал, чтобы главы всех субъектов подготовили программы по развитию профобразования. Также президент попросил обратить внимание на рациональность расходования средств на подготовку специалистов.
Глава «Группы ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров в своем докладе обратил внимание, что современному единому справочнику профессий более 50 лет, в нем значится более 7 тысяч рабочих профессий, тогда как в других странах перечень составляет 600–700 наименований. Таким образом, ежегодно тратится немало денег на обучение по тем специальностям, которые в итоге не востребованы. Прохоров рассказал, что совместно с Министерством образования и науки к началу 2012 года будет подготовлен новый реестр. После этого необходимо создавать модульные центры, которые будут заниматься разработкой программ обучения для различных специальностей.
Министр образования Андрей Фурсенко выступил за то, чтобы снять с профессиональных образовательных учреждений социальную функцию и не превращать ПТУ в «камеру хранения для трудных подростков».
«Социальная поддержка и социальная защита должны быть выведены в отличную задачу, а не навешиваться на профессиональное образование», — заявил Фурсенко.
Прохоров считает, что профессиональное образование надо отделить от общего. После окончания колледжа выходит, что студент может попасть в армию, а затем ему придется учиться по новой. Прохоров отметил, что также есть проблема для прохождения практики: в 80–85% случаев до практической работы не допускают до 18 лет. «Если существует столько бессмысленных ограничений, надо их ослабить», — отреагировал Медведев.
Прохоров настаивает, что профессиональное образование надо отделить и от общего, чтобы рабочий мог получить начальные знания за 5–6 месяцев.
«Иначе получается, что это трудовая повинность, а не профессия», — заявил он в своем выступлении. «Все должны идти учиться в ПТУ только после 11-го класса. Тогда 6–8 месяцев достаточно для получения начального профессионального образования, а для среднего профессионального образования — 2 года», — объяснил Прохоров свое предложение «Газете.Ru». Он уверен, что за 5–7 лет возможно перейти на такую систему повсеместно. По словам бизнесмена, сейчас уже ряд техникумов принципиально берет только выпускников, окончивших 11 классов, а не 9.
Эксперты отмечают, что участники совета обсудили проблему профобразования с точки зрения работодателя, но без учета социальных рисков.
«Когда подростки идут в ПТУ, одна из целей — удержать из в сфере каких-то иных интересов, кроме бытовых. При этом они уходят из школы после 9 класса сознательно. А чтобы выполнить требование о профессиональном образовании после 11 класса, их придется там как-то держать. Способов никаких нет, кроме выставления липовых оценок и муштры к ЕГЭ, сдача которого этим подросткам впоследствии даже не понадобится», — констатирует редактор профессиональной образовательной газеты «Первое сентября» Сергей Лебедев.
Заместитель председателя комитета «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» Виктор Панин в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что «сейчас система профессионального образования практически уничтожена», а на ее восстановление уйдет не один год. «Предложение Прохорова, видимо, отражает те настроения, которые есть в правящей элите, — по-быстрому восполнить отсутствие рабочих кадров, подготовить за пару месяцев, вместо того чтобы готовить квалифицированных специалистов хотя бы два-три года», — считает Панин.
Вместе с тем участники заседания Госсовета согласны, что престиж профобразования нужно повышать.
Прохоров отметил, что сейчас рабочий в России «как персонажи комедийного сериала «Наша Russia» Равшан и Джамшут». «Насчет престижа рабочей профессии ни убавить, ни прибавить: действительно, престиж крайне низкий. Это должна быть полноценная, системная работа не только по созданию современных ПТУ, учебных пособий, по развитию профессиональных навыков, но и работа в средствах массовой информации. Она, конечно, не должна быть такой тупой, она должна быть современной, но очевидно, что все, что сейчас показывают, выглядит очень кисло», — согласился Медведев.
Возможный способ повышения престижа — привлечение к преподаванию в ПТУ бывших вузовских преподавателей и даже профессуры. «Это возможно только принудительно», — считают эксперты.
«Это абсолютно нормальная вещь — часть преподавательских кадров вполне могла бы перейти в хорошо подготовленные средние профессиональные учебные заведения. Это не вопрос амбиций, это вопрос работы — работы по специальности», — считает глава государства. Речь идет о преподавателях из тех вузов, которые не набирают достаточного количества студентов и все равно вынуждены будут закрыться. «Тот демографический провал, который возник в начале 90-х годов, он сейчас докатился до университетов. И нам действительно нужно подумать, как поступать с профессорско-преподавательским составом», — заявил президент Медведев.
Эксперты сходятся на том, что профессура не пойдет в ПТУ как минимум по двум причинам: серьезная разница в доходах и различия в социальном статусе. «Скорее уж бывший преподаватель вуза пойдет учить в специализированный лицей, в школу с углубленным изучением предмета, чем в ПТУ, где на первом месте освоение рабочей специальности», — полагает Лебедев.