Столичные власти озаботились оздоровлением переживших аномальную жару и смог пожилых горожан. Юрий Лужков подписал распоряжение № 1759-РП «О дополнительных мерах по организации отдыха и оздоровления пенсионеров и инвалидов в связи с неблагоприятными погодными условиями». Как следует из документа, в городе будет создан оперативный штаб по отправке на отдых неработающих пенсионеров и инвалидов в здравницы России и зарубежья «в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями».
Общая организация поручается департаменту социальной защиты населения, но подключены и другие структуры мэрии. Так, от департамента здравоохранения требуется обеспечить сопровождение групп отдыхающих к месту лечения и обратно, а от департамента транспорта и связи – решить вопросы их доставки. На организацию оздоровительной кампании выделяется 105 млн рублей из резервного фонда, предусмотренного в бюджете нынешнего года.
На эту сумму отдохнуть смогут чуть более 3 тысяч из 2 млн московских пенсионеров, объяснили «Газете.Ru» в департаменте соцзащиты.
Их будут оздоравливать в 27 здравницах Сочи, Анапы, Пятигорска, Ессентуков, Геленджика, Евпатории, Нальчика, Одессы и, возможно, Словении.
Как рассказала начальник управления по организации предоставления мер государственной социальной поддержки департамента Надежда Аксенова, распорядительный документ мэрии несколько запоздал: оформление путевок началось раньше и уже практически закончено. На отдых отправляются те пенсионеры и инвалиды, которые в связи с заболеваниями органов дыхания сильнее всего пострадали от смога, объяснили в департаменте. Ну и, разумеется, те из них, кто раньше других узнал о кампании и успел оформить документы.
Ранее сообщалось о выделении 192 млн рублей на дополнительный отдых и оздоровление детей, остававшихся в городе во время аномальной жары и задымления. Было приобретено 10 тысяч путевок в здравницы Краснодарского края, Черноморского побережья Крыма и Одесской области. Оплату отдыха детей из многодетных и малообеспеченных семей городской бюджет взял на себя полностью, детей работающих родителей — частично.
Официально угрозу для здоровья горожан, проведших нынешнее лето в Москве, в мэрии признали, только когда в город уже пришла прохлада.
Все москвичи, находившиеся в городе с 15 июля по 15 августа этого года, находятся в «группе риска, и недооценивать ситуацию нельзя», заявила на прошлой неделе журналистам первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова. И теперь чиновники готовят рекомендации для москвичей, как пережить последствия недавнего смога и аномальной жары с минимальными потерями. «Мы дадим рекомендации, как себя вести, чем лучше питаться, какую дыхательную гимнастику делать, и другие несложные для выполнения советы», — пообещала чиновница.
По мнению экспертов, столичные власти со своими рекомендациями серьезно запоздали.
«Дорога ложка к обеду, и еще 20 июля должна была появиться некая памятка для жителей Москвы о том, что лучше покинуть город, а если остаешься, то как себя вести, куда обращаться в случае интоксикации или теплового удара, — заявил «Газете.Ru» президент Лиги пациентов — председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александр Саверский. — И, главное, тогда же должен был быть организован вывоз людей, относящихся к группе риска».
По мнению вице-президента Общества доказательной медицины Василия Власова, для облегчения существования в окутанной дымом Москве можно было сделать массу вещей — от улучшения медицинского обслуживания до грамотных рекомендаций по поведению населения. Но ничего этого не было сделано. Правда, в конце концов «хоть и плохо, но стали создавать убежища от жары и смога, — отметил эксперт. — Конечно, это был скорее обман, но хотя бы поняли, что необходимо создавать такие убежища».
«Я не могу сказать, что принятые мэрией меры были адекватны ситуации, а количество погибших москвичей адекватно возможностям современного города», — говорит Саверский.
По его данным, этим летом смертность в столице выросла в семь раз. Городской департамент здравоохранения признал двукратный рост смертности и тут же был одернут вышестоящим начальством: министр здравоохранения назвала оценки «неофициальными» и выразила недоумение такой статистикой. И сейчас о причинах увеличения смертности глава московского департамента здравоохранения Андрей Сельцовский говорит уклончиво. «Мы сейчас обсуждаем, все ли мы правильно делаем, — заявил он журналистам. — Надо дождаться морфологических и гистологических данных погибших этим летом людей, наложить их на климатические паспорта, проанализировать и только тогда говорить о причинах смертей».
Что до начавшейся в Москве оздоровительной кампании, то ее, по мнению медиков, следует проводить осмотрительно.
«Отдохнуть после такого лета, конечно, никому не вредно, — считает Саверский. — Но врачи должны отнестись к этому серьезно: одного больного можно отправить подлечиться и поднять иммунитет, а для другого дальняя поездка и изменение климатических условий — серьезный стресс. А сами люди, конечно, не откажутся от возможности получить хоть что-то».
Кроме того, по словам эксперта, Черное море, на которое отправляются для оздоровления москвичи, в этом году оказалось «опаснее, чем многие другие места». «Море сейчас теплое, но агрессивное, — рассказал он. — Водоросли при жаре дают опасную бактериологическую среду, и болеют абсолютно все — и дети, и взрослые».
Между тем в Тверской суд Москвы поступил иск жительницы столицы Светланы Добронравовой к правительству города, МЧС и Минздравсоцразвития. По ее мнению, бездействие властей в то время, когда город был погружен в дым из-за лесных и торфяных пожаров, было необоснованным, незаконным и неправомерным. Как отмечала Добронравова, ее обращения к чиновникам с вопросом, как выживать в сложившейся ситуации и минимизировать последствия от нее, остались без ответа. Кроме того, она запрашивала информацию о возможности использования бомбоубежища, в котором должно быть специальное оборудование для предотвращения массовых отравлений. Но не только не получила ответа, но и была вынуждена выслушать «много оскорблений, грубости в свой адрес и много еще чего».
Теперь истица требует обязать чиновников рассмотреть эти обращения, а также признать за ней право на компенсацию, если ее здоровью причинен существенный вред. Правда, пока, по данным Российского агентства правовой и судебной информации, суд оставил иск москвички без движения. Как сообщила агентству пресс-секретарь суда Александра Березина, суд усмотрел недостатки в поданном заявлении и истице было предложено в определенный срок устранить их.