В среду Главное следственное управление (ГСУ) СКП возбудило уголовное дело против высокопоставленного сотрудника Кремля. Замначальника главного управления капстроительства управделами президента Владимир Лещевский подозревается в нарушении п. «г» ч. 4 ст. 290 (получение взятки) УК. Сейчас, сообщают в ведомстве, чиновник находится на допросе, с ним «проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления». Также, как сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков, на время расследования Лещевский отстранен от должности.
Скандал вокруг чиновника, завершившийся уголовным делом, разгорелся после интервью, которое 56-летний бизнесмен Валерий Морозов дал британскому изданию The Sunday Times. Глава компании «Москонверспром» рассказал, что четыре года назад выиграл тендер на строительство роскошного жилого комплекса на 700 номеров на берегу Черного моря. Предполагалось, что в нем будут жить чиновники во время Олимпиады-2014. Тендер курировал Лещевский. Чиновник вызвал бизнесмена к себе и потребовал откат в 12% от контракта на общую сумму 1,5 млрд рублей. «Я предпочел платить, чем сказать контракту «до свидания», — рассказывал Морозов в интервью. Взятку было решено передавать по частям: с середины 2007 года по июнь 2009-го Морозов заплатил Лещевскому около 20 раз.
В общей сложности бизнесмен передал чиновнику 180 млн рублей, а потом решил обратиться в милицию.
Оперативники Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД выдали Морозову скрытую камеру и микрофон и отправили на очередную встречу с Лещевским. Тогда вымогатель получил 4 млн рублей в рублях и в евро. Но на следующий день представители МВД заявили Морозову, что, несмотря на удачно состоявшийся следственный эксперимент, руководство решило не возбуждать уголовное дело в отношении чиновника. Тогда бизнесмен отправил заявления не только в милицию, но и в прокуратуру. Кроме того, он написал обращение к Дмитрию Медведеву и через помощника передал его президенту. Также он направил заявление в СКП, который начал доследственную проверку.
После этого бизнесмена отстранили от строительства олимпийских объектов, а в июне в офис «Москонверспрома» с обыском нагрянули оперативники и сотрудники налоговой службы.
Еще во вторник на руки Морозову был выдан официальный отказ в возбуждении уголовного дела против Лещевского.
Что заставило сотрудников СКП за сутки кардинально поменять свое мнение — в ведомстве не поясняют. В самом «Москонверспроме» говорят, что приятно удивлены решением СКП, но все еще хотят узнать, что на него повлияло. «Я очень рада, что справедливость восторжествовала, но что такого случилось, что следователь вдруг аннулировал постановление об отказе в возбуждении дела, нам непонятно. Не знаю, что случилось. Может, прислушались к Медведеву, который накануне приказал навести порядок с госзакупками?» — сказала «Газете.Ru» генеральный директор компании Ирина Морозова. По ее словам, сотрудник СКП дважды выдал им отказную. «Сначала он выдал одну бумажку, а потом позвонил, попросил ее отдать и спустя некоторое время выдал такой же отказ, где просто было чуть больше аргументов. Правда, они все были странными: какие-то решения арбитражных судов, справки и так далее. Выглядело все так, будто это писали сами чиновники управделами президента», — говорит предпринимательница.
Как выяснилось позднее, решение следователя в порядке надзора отменила Генпрокуратура.
Коллеги Лещевского признаются, что удивлены возбуждением уголовного дела не меньше сотрудников «Москонверспрома».
«Несколько дней назад мы также получили отказ в возбуждении уголовного дела. Конечно, вся эта ситуация — дело следствия, оно делает свою работу, а мы вмешиваться не будем», — сказал Хреков. Он также добавил, что в управделами президента по-прежнему считают «Москонверспром» «недобросовестной компанией». Ранее Хреков заявлял, что в период с 2006-го по 2009 год компания сорвала выполнение контрактов по олимпийским стройкам, а потом «попыталась избежать ответственности». «Компания Морозова уже внесена в реестр недобросовестных компаний, но наши арбитражные споры никакого отношения к уголовному делу против Лещевского не имеют. Это два разных вопроса», — сказал пресс-секретарь управделами президента.