Письмо генпрокурору Юрию Чайке с требованием привлечь к уголовной ответственности милиционеров, причастных к хищениям из фонда Hermitage, Адвокатская палата Москвы направила в понедельник. Речь в документе, подписанном председателем палаты Генри Резником, идет о событиях 2008 года, закончившихся смертью юриста Hermitage Сергея Магнитского в СИЗО «Матросская Тишина».
В марте 2008 года российские правоохранительные органы заочно обвинили в неуплате налогов главу фонда Hermitage Уильяма Браудера и управляющего его российским филиалом Ивана Черкасова, проживавших в Великобритании. Руководство фонда, в свою очередь, обвинило сотрудников милиции в попытке завладеть средствами фонда и хищении более чем 5 млрд из госбюджета. Одним из адвокатов фонда, давших показания против сотрудника Следственного комитета (СК) при МВД Олега Сильченко, оперативника московского УБЭПа Алексея Кузнецова и сотрудника ГСУ при ГУВД Москвы Павла Карпова, был Сергей Магнитский. Как считают представители компании Firestone Duncan, где работал юрист, именно поэтому против него сфабриковали уголовное дело и отправили в СИЗО, где он умер 16 ноября 2009 года.
Однако, напоминают в письме представители Адвокатской палаты Москвы, помимо Магнитского незаконному уголовному преследованию подверглись его коллеги — Эдуард Хайретдинов и Владимир Пастухов.
В сентябре 2008 года, говорится в письме Чайке, на его имя уже направлялись заявления в защиту Хайретдинова и Пастухова, но никакого действия они не возымели. Адвокаты фонда Hermitage направляли в СКП подробные отчеты о «коррупционной составляющей» расследования против руководства Hermitage, но в итоге сами стали фигурантами уголовного дела. Хайретдинова и Пастухова обвинили в использовании подложных документов: якобы юристы использовали фальшивые доверенности от своих британских клиентов. Решение о возбуждении уголовного дела принимал следователь Сильченко, которого адвокаты уличили в мошенничестве. Сейчас Хайретдинов и Пастухов скрываются от преследователей в Великобритании.
«Таким образом, оправдались наихудшие опасения заявителей. Расхитители бюджетных средств остались безнаказанными, а пытавшихся их изобличить адвокатов подвергли уголовному преследованию по вздорному подозрению», — говорится в заявлении.
В конце письма столичные адвокаты просят генпрокурора Чайку организовать «тщательную результативную проверку» в отношении упомянутых в заявлении силовиков, изучить законность самих налоговых претензий к фонду Hermitage и прекратить уголовное преследование Хайретдинова и Пастухова. «О результатах проверки, принятых решениях, оргвыводах и мерах прокурорского реагирования информировать палату в установленные законом сроки», — резюмируют авторы заявления.
Впрочем, в Генпрокуратуре говорят, что пока никаких писем от Резника и его коллег не получали. «Письмо должно быть зарегистрировано, а потом перенаправлено по нужному адресу. Мы ответим заявителям в установленные законом сроки. Если найдутся признаки состава преступления, то будет принято соответствующее процессуальное решение», — сказали «Газете.Ru» в ведомстве.
Одна проверка в отношении милиционеров, по мнению коллег Магнитского, виновных в его смерти и хищениях, уже идет.
На минувшей неделе председатель СКП Александр Бастрыкин заявил, что Главное следственное управление проведет дополнительную проверку в отношении Кузнецова, Сильченко и их коллег. Ранее управление СКП по Тверскому району Москвы, проводившее проверку по заявлению правозащитницы Людмилы Алексеевой, отказало в возбуждении уголовного дела против милиционеров, не найдя в их действиях состава преступления. Однако на следующий день постановление подчиненных отменил Бастрыкин, забравший дело в Главное следственное управление. По мнению Алексеевой, вторая проверка уже не будет фиктивной и уголовное дело против Кузнецова и его коллег все-таки возбудят.