В понедельник Мосгорсуд вынес приговор подполковнику милиции Сергею Черненко. Бывший оперативник Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД с 2009 года находился под арестом по обвинению в нарушении ч. 4 ст. 159 (мошенничество) УК. Его уголовное дело поступило в суд с грифом «секретно» и поэтому рассматривалось в закрытом режиме, а журналистов не пустили даже на оглашение приговора.
Как сообщил источник «Газеты.Ru», Черненко обвинялся в хищении мобильных телефонов на сумму 200 млн рублей.
По данным следствия, в 2005 году милиционер получил оперативную информацию о том, что в аэропорт Шереметьево прибыла партия контрабандных товаров без сопутствующих документов. Черненко сообщил об этом следователю СКП Дмитрию Латышу (именно он в 2006 году объявил вредными для здоровья 50 тысяч телефонов Motorola, изъятых у «Евросети» в рамках дела о контрабанде в компании). Милиционеру дали санкцию на выемку контрабандного груза и начало расследования.
Как сообщает источник, Черненко с коллегами перевезли коробки с грузом на склад Российского фонда федерального имущества (РФФИ) и там составили опись изъятых товаров. Контрабандой оказались бытовые товары компаний Siemens и Phillips, который предназначались подставным, как считает следствие, фирмам «Антарис» и «Русстрой». Они были признаны вещдоками и позднее реализованы в рамках уголовного дела.
В 2007 году Черненко, отработавший в милиции 35 лет, уволился и ушел работать в частную фирму. Тем временем обстоятельствами дела о контрабанде заинтересовались в Департаменте собственной безопасности (ДСБ) МВД.
Сотрудники ДСБ выяснили, что в коробках, изъятых подполковником, находились мобильные телефоны, предназначавшиеся для «Илед-М» — компании-поставщика «Евросети», соучредителем которой был экс-владелец сотового ритейлера Евгений Чичваркин.
Следователи выяснили, что Черненко, заранее зная о том, что в Шереметьево прибывает партия неверно задекларированных телефонов, решил похитить ее. Для этого он ввел в заблуждение следователя Латыша, изъял мобильные и подменил их на партию бытовых приборов. Похищенные телефоны Черненко продал, заработав 200 млн, а в 2009 году его арестовали.
В минувшую пятницу коллегия присяжных восемью голосами против четырех признала его виновным, но заслуживающим снисхождения. В понедельник экс-оперативника приговорили к шести годам колонии общего режима.
При этом источник «Газеты.Ru» сообщил, что Черненко вряд ли имеет отношение к группе милиционеров, которые в 2006 году похитили партию телефонов в рамках расследования дела о контрабанде в «Евросети». Тогда у компании изъяли более 160 тысяч трубок и вскоре вернули их, но не все. В 2007 году на милиционера Владимира Князева, который похитил часть телефонов и продал, было заведено уголовное дело, но в итоге он отделался штрафом в размере 50 тысяч рублей. Следователя Латыша, который поручил Князеву уничтожить контрабанду, заподозрили в превышении должностных полномочий за признание мобильных вредными для здоровья, однако расследование в отношении него до сих пор не закончено.
Супруга подполковника Черненко Елена Белоусова в беседе с «Газетой.Ru» заявила, что ее муж ни в чем не виноват — по ее мнению, он стал жертвой коррумпированных сотрудников ФСБ и таможни.
«Он просто выполнял свою работу и обнаружил канал контрабанды, который покрывали таможенники и чекисты. Этим заинтересовались в правоохранительных органах, но реальные преступники смогли откупиться, а Сергей нет. К нам приходили и требовали миллион рублей за закрытие дела, но у нас не нашлось таких денег», — сказала она. По словам Белоусовой, в суде следователи сами признались, что у них нет свидетелей преступления, а доказательства косвенные. «Только в обвинительном заключении слово «неустановленный» встречается 13 раз. Он якобы крал телефоны в неустановленное время, в неустановленном месте и с неустановленными людьми. Все верно, ведь там изначально были не телефоны, а бытовые приборы, о чем он излагал в своем рапорте и чему есть подтверждение со стороны свидетелей», — сказала она. По мнению Белоусовой, дело ее мужа рассматривалось предвзято, а на присяжных оказывалось давление. «В деле очень много фальшивых справок, следствие не объяснило, откуда и как взялись эти бытовые приборы, право Сергея на справедливое судебное разбирательство было нарушено», — сказала Белоусова. В ближайшее время, сообщила супруга экс-милиционера, его адвокаты обжалуют приговор в Верховном суде, а затем подадут жалобу в Страсбургский суд.