ЧП произошло в школе № 4 города Полевского весной этого года. В учебном заведении, которое считается лучшим в городе, покончил с собой 15-летний Александр Фирсов. Старшеклассник повесился во дворе собственного дома 11 марта 2010 года. По официальной версии следствия, это произошло после разговора с родителями о низкой успеваемости в школе. По предварительной версии, школьника отругали за «двойку» по физкультуре, которую тот считал незаслуженной.
29 марта по факту гибели подростка следственный комитет прокуратуры возбудил уголовное дело о доведении до самоубийства (статья 110 УК). Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Свердловской областной прокуратуры, одновременно очередное школьное ЧП стало предметом обсуждения на межведомственной коллегии регионального надзорного ведомства. Согласно озвученным на совещании данным, за последние пять лет покончили жизнь самоубийством четыре ученика школы № 4, что стало основанием для проведения специального расследования.
Комплексная проверка школы, начавшаяся в апреле 2010 года, была проведена силами областного министерства образования и прокуратуры. Результаты работы следователей стали известны в четверг.
«Прямой причинно-следственной связи между действиями учителей и гибелью Фирсова нет. Однако были косвенные причины произошедшего, главная из которых — неблагоприятный психологический климат в школе», — заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь областной прокуратуры Ольга Тетерина.
«В ходе прокурорской проверки было установлено, что факты самоубийств среди учащихся этой же школы имели место и ранее: в период с 2005 года по 2008 год таким образом ушли из жизни четыре ученика. Однако, несмотря на череду трагических событий с учащимися школы, в учреждении с декабря 2008 года по январь 2010 года отсутствовал педагог-психолог, в связи с чем профилактика суицидов и анализ психологического состояния коллектива в школе не проводились», — говорится в официальном заявлении ведомства.
Как считают в прокуратуре, психолог был необходим не только детям, но и педагогам, которые не могли выстроить полноценный образовательный процесс и наладить взаимоотношения с учениками.
Более всего от этого страдали ученики 7—8-х классов, которые чаще всего совершали суицид. В школе практиковались дисциплинарные взыскания — замечания, выговоры. Наиболее провинившихся учеников могли отстранять от занятий.
За последние три года родители учеников школы 33 раза обращались с заявлениями и жалобами к руководству школы, однако директриса никак не реагировала на них.
Тем временем как минимум семь обращений касались фактов оскорбления и применения насилия к детям со стороны учителей. В одном из случаев, как утверждают родители, ребенка били книгой по голове. «Однако этот факт не получил уголовно-правовой оценки, хотя это требовалось», — пояснили в прокуратуре.
Между тем, по словам Тетериной, нездоровая атмосфера в школе все-таки не могла стать прямой причиной первых четырех суицидов. В одном из этих случаев школьник повесился из-за плохих результатов экзаменов летом 2007 года, в другом выбросился из окна — якобы из-за неразделенной любви. Поэтому следственные органы последовательно отказали в возбуждении уголовных дел из-за отсутствия события преступления. К аналогичному выводу сыщики пришли, «закрыв» предпоследнее дело о суициде. Зимой 2008 года 14-летний Денис Валеев повесился в собственной квартире после разговора с завучем, грозившей вызвать в школу мать подростка.
Что касается последнего самоубийства, следствие по нему еще продолжается. По словам официального представителя Следственного управления СКП РФ по Свердловской области Александра Шульги, расследование продлено до 29 июня 2010 года, хотя все попавшие в поле зрения лица уже по несколько раз допрошены. «Дело бесфигурантное, его перспективы пока не определены», — заявил «Газете.Ru» Александр Шульга.
Местное министерство образования фактически не комментирует ни прошедшую проверку, ни обстоятельства последнего самоубийства.
По словам пресс-секретаря ведомства Ларисы Амбаевой, разработана программа оказания психологической помощи обучающимся, родителям и педагогам — с ними проведут тренинги и консультации «с целью формирования социальных навыков, навыков выбора альтернативного, конструктивного поведения» и научат выстраивать межличностные отношения с детьми.
В самой школе от комментариев отказываются.
Жители Полевского сформировали собственное мнение по поводу школьных суицидов. В спорах на форуме городского портала школу критикуют за формальный подход к ученикам и погоне за показателями. Так, пользователь под ником «Мирный» говорит: «Дети мои выросли, а все еще говорят об этой школе... О школьниках из учителей там думают просто единицы, а остальным только призы и слава в выставках и конкурсах нужны». «Соболезную семье, — пишет другой пользователь под ником Brutt. — Страшные вещи творятся. Еще совсем недавно обсуждали тут такое же жуткое дело в этой же школе, а тут раз — новое. И что поменялось с того раза — да ничего, даже результатов никто не озвучил...»