Решение по застройке в Кадашах принято и пересматриваться не будет, заявляют столичные власти. За три дня, прошедшие с момента вмешательства Генпрокуратуры РФ, на этот счет высказались на всех уровнях городской власти. Напомним, в понедельник вечером стало известно, что генпрокурор Юрий Чайка поручил городской прокуратуре разобраться с ситуацией вокруг Кадашей, а Объединения административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ) по предложению прокуратуры отозвало выданный застройщику (ООО «Торгпродуктсервис») 5 мая ордер на снос.
Тем не менее, как сообщил на следующий день в эфире ТВЦ столичный градоначальник, работы «по разбору развалин и вывозу мусора со строительной площадки», находящейся поблизости от храма Воскресения Христова в Кадашах, будут продолжены. Москва не может попасть в разряд городов, в которых основное место занимают развалины, заявил мэр. «Эти развалины домов, фабрики, пустырь в центре Москвы — это нормально? — возмущался Лужков. — Да, там есть церковь, которая является и признана историческим памятником, памятником культуры, религии. Когда речь идет по-настоящему об исторических объектах, там спора нет — это святое!»
Однако строения вокруг храма, по его словам, — развалины, которые по заключению ученых и специалистов не представляют исторической и культурной ценности.
А многофункциональный комплекс «Пять столиц», который будет построен на месте идущих под снос аварийных зданий, органично дополнит район Замоскворечье.
Ни обнаруженные активистами «Архнадзора» в руинах уже снесенных в Кадашах зданий старинные белокаменные субструкции, кладка XVIII столетия, остатки сводов, изразцы XVIII века и обломки изразца XVII века, ни свидетельства специалистов о том, что территория слободы не обследована и вместе с поздними «неценными» сооружениями уничтожается подлинное наследие московской старины, чиновников не убеждают. Никакой реакции на сообщения «Архнадзора» об обнаружении археологических находок из мэрии не последовало.
Тем временем столичные чиновники пытаются донести до общества мысль, что все претензии, которые высказываются общественностью, имеют отношение к первоначальному проекту «Пяти столиц», в то время как реализовываться будет совсем другой, который должен вполне всех устроить.
Инвестор строительства в Кадашевской слободе уменьшил этажность проекта в три раза — до трехэтажной усадебной застройки, напомнил начальник управления градостроительной координации территорий и объектов ЦАО Евгений Любимов. «По решению, от которого отказался инвестор, там должен был быть трех-шестиэтажный комплекс, в новом проекте — одно-трехэтажная застройка. Это не протяженный дом, а усадебная застройка, рассчитанная на одного владельца на каждый дом», — рассказал в эфире РИА «Новости» Любимов. «Для меня это впервые, что инвестор согласился пойти на снижение практически в три раза», — добавил он.
Восхищается самоотверженностью инвестора и главный архитектор города Александр Кузьмин. «Инвестор продемонстрировал исключительное желание пойти навстречу требованиям властей, жителей города и общественности, — считает Кузьмин. — Так, объемы наземной части объекта снижены в три раза — с 36 до 13 с половиной тысяч квадратных метров. Инвестор мечтал об этажности до шести этажей, этажность будущего комплекса составит один-три этажа. Инвестор планировал сделать единое многофункциональное подземное пространство площадью 15 тысяч квадратных метров, но с учетом близости церкви ему оставили только три тысячи, то есть сократили в пять раз». Зато теперь, утверждает главный архитектор, предполагаемая застройка Кадашей полностью соответствует понятию морфотипа Замоскворечья.
С этим согласен и руководитель Москомнаследия Валерий Шевчук. Все точки над i в вопросе по застройке в Кадашах расставлены, заявил чиновник в четверг на заседании «круглого стола» по вопросам архитектуры в Московском архитектурном институте. По его словам, все пространственно-планировочные решения будут сохранены, и максимум, что может быть пересмотрено в существующем проекте, это архитектурные решения фасадов зданий. «Ситуация была уже сто раз прокомментирована. Решение по застройке в Кадашах было принято мэром уже давно, и его не планируется пересматривать.
В мае прошли общественные слушания по новому проекту застройки в Кадашах, и не вызвали никаких нареканий», — сказал Шевчук.
О каком «новом проекте» говорит глава Москомнаследия, правда, непонятно. Известно лишь, что еще осенью после громких протестов прихода и общественности столичные власти отклонили первую редакцию проекта офисно-жилого комплекса «Пять столиц». Однако никакого распорядительного документа на этот счет не последовало. Что до нового варианта, то 21 апреля на общественном градостроительном совете при мэре Москвы было представлено лишь эскизное «предпроектное предложение по регенерации части квартала № 401 района «Якиманка» с размещением жилого комплекса». А корректировка отозванного проекта завершится лишь к сентябрю. Эту дату, по словам координатора Моссовета Сергея Удальцова, представители застройщика назвали в ответ на вопрос Шевчука, заданный им 2 июня во время встречи с участием чиновников префектуры ЦАО и ОАТИ и активистов группы по противодействию сносу исторических зданий в Кадашах.
Кстати, ордер на снос был выдан 5 мая застройщику на основании старого проекта.
Впрочем, Шевчука, который «говорит то одно, то другое», не понимают и в Мосгордуме (еще в понедельник в телеэфире ТВЦ чиновник утверждал, что формально разрешение на снос Дома дьякона ведомством не выдавалось и любые действия в отношении этого здания приостанавливаются до момента проведения историко-культурной экспертизы). Как заявил во вторник лидер фракции КПРФ Андрей Клычков, фракция будет требовать от мэра отставки чиновника, не способного, по его мнению, организовать работу ведомства и допустившего разрушение Кадашей (в частности, того же Дома дьякона).
В свою очередь, защитники Кадашей учредили постоянно действующий «круглый стол» для обсуждения будущего проекта застройки в Кадашах, а также для защиты памятников по всей Москве. Основные требования активистов на сегодняшний день: немедленное начало ремонта храма, документальное оформление границ его охранной зоны и постановка под охрану немногочисленных оставшихся после разрушения слободы исторических строений (в частности, мастерских и корпусов колбасной фабрики купца Григорьева постройки XIX).
В среду активисты начали сбор подписей против градостроительной политики московских властей. «Благодаря утвержденному генплану теперь власти могут делать что угодно по всей Москве. Наша рабочая группа будет выявлять болевые точки, будем защищать Пушкинскую площадь, доходный дом купцов Расторгуевых на Солянке. Мы будем делать все возможное, чтобы генплан развития Москвы до 2025 года был отозван или чтобы в него были внесены поправки», — заявил один из организаторов акций в защиту Кадашей Артем Хромов. На сегодняшний день собрано уже около 5 тысяч подписей.
Эту акцию поддержал руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Николай Левичев. В среду Левичев обратился к Лужкову с открытым письмом, в котором утверждает, что поддерживает тех, «кто сегодня организует сбор подписей за недоверие вам и проводимой вами градостроительной политике». По его словам, «градостроительная политика Москвы через фальшивый лоск высотного псевдохайтека во весь голос кричит своим обитателям: деньги решают все!». А сам мэр «не желает слышать» москвичей, которые «проявляют чудеса бескорыстия и гражданского мужества, приходя на пикеты и вставая в живое кольцо, защищая от поругания и разрушения те культурно-исторические памятники, которые мешают вашей команде возводить алтари золотому тельцу».
Впрочем, в полной беспомощности перед своими обязательствами перед инвесторами признаются и сами городские власти.
О невозможности «по морально-этическим соображениям отменять то, что всеми согласовано», во время принятия генплана Мосгордумой 5 мая говорили и Кузьмин, и депутаты городского парламента. «Да, были предложения здесь не строить, но после слушаний пришел инвестор и спросил, почему я страдаю, — признался спикер Владимир Платонов, объясняя почему, несмотря обещание горожанам ничего не строить возле памятника регионального значения — южного вестибюля станции метро «Университет», эта территория оказалась в зоне капитального строительства «общественно-делового назначения».
Жертвой обязательств перед инвестором стала и Хитровская площадь. В отличие от москвичей, считающих памятником саму площадь, чиновники называют ее «достопримечательным местом», нуждающимся в развитии. И напоминают, что инвестор уже построил новое здание для находившегося на площади техникума. «Мы не можем отменить заключенный инвестконтракт, — заявил председатель думской комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. — Мы заложники ранее принятых решений».
Теперь моральный долг перед инвесторами, пошедшими на такую жертву, как снижение этажности, заставляет городские власти отдавать под «традиционную» жилую застройку и территорию возле храма Воскресения в Кадашах.