Следователи СКП при прокуратуре по Кемеровской области заявили, что они провели дополнительную проверку по факту аварии на местной шахте «Ульяновская», произошедшей три года назад и унесшей жизни 110 горняков. Соответствующее распоряжение отдал глава СКП РФ Александр Бастрыкин, уточняют в ведомстве. « В ходе проверки были получены сведения о причастности к аварии на шахте ряда инженерно-технических работников», — сообщили «Газете.Ru» в СКП по Кемеровской области. Сколько человек считаются подозреваемыми и на каких должностях они состоят — не сообщается.
Как отмечают в СКП, эти сотрудники шахты не были привлечены к уголовной ответственности в рамках ранее расследованного уголовного дела.
«По результатам доследственной проверки возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении горных работ), — сообщили в СКП. — Дело возбуждено в отношении инженерно-технических работников филиала шахты «Ульяновская» объединенной угольной компании «Южкузбассуголь», допустивших нарушения правил техники безопасности». По версии следствия, «указанные действия и бездействия этих лиц могли повлечь за собой наступление тяжких последствий, а именно, взрыв на шахте «Ульяновская». В СКП напомнили, что угольной компании был причинен ущерб в размере более 616 млн рублей. «Составлен план предварительного расследования, в рамках уголовного дела проводятся необходимые следственно-оперативные мероприятия», — добавили в ведомстве.
Взрыв метана на шахте «Ульяновская» в Новокузнецке произошел 19 марта по окончании работы первой смены горняков. В момент трагедии под землей находились 203 человека, в том числе 20 представителей руководства «Ульяновской» и британский эксперт — они проверяли действие нового оборудования по дегазации шахты. Спустя неделю после взрыва Ростехнадзор заявил, что, согласно данным предварительного расследования аварии, на шахте «Ульяновская» выявлены «грубейшие нарушения правил безопасной эксплуатации оборудования».
Виновными тогда были названы 42 человека.
Как сообщил руководитель комиссии по расследованию аварии Николай Кутьин, который тогда был заместителем главы Ростехнадзора, специалисты возложили вину на 42 сотрудников шахты, которые принимали участие в выведении из строя счетчиков учета газа. «Восемь из них мертвы — погибли во время взрыва», — уточнил Кутьин. Утверждалось, что на шахте «кто-то влез в автоматику, которая показывала высокий уровень метана, чтобы датчики показывали меньшее количество газа и не отключили электричество, когда произошло короткое замыкание в проводах». По мнению специалистов, на шахте «не были качественно проведены работы на электрическом кабеле», из-за чего на оголенном проводе и произошло замыкание.
В апреле 2010 года расследование первого уголовного дела было завершено.
От четырех десятков человек остались двое — инженер и диспетчер шахты.
Они, по мнению следователей, знали о превышении предельно допустимой концентрации метана в монтажной камере, где произошел взрыв. В середине мая, в разгар шахтерского кризиса после взрыва на шахте «Распадская», премьер-министр Владимир Путин выразил сомнение в объективности и полноте расследования. «В актах технического расследования аварии прямо было указано, что администрация шахты разработала специальную компьютерную программу закругления данных приборов, предупреждающих об опасности, — цитирует его слова РИА «Новости». — В акте указаны 42 человека, которые этим занимались, а в результате расследования к уголовной ответственности привлечены только два второстепенных фигуранта — операторы. Знаю, что среди погибших тогда на шахте «Ульяновская» были и руководители шахты. И, тем не менее, я сомневаюсь и в полноте, и в объективности этого расследования».
На следующий день глава СКП РФ Бастрыкин поручил подчиненным обратиться с ходатайством к прокурору об инициировании вопроса о возвращении для дополнительного расследования из суда Новокузнецкого района Кемеровской области дела об аварии на шахте. Не исключено, что сейчас следователи намерены привлечь к ответственности оставшихся подозреваемых.