Катастрофа произошла в штате Карнатака, на юге Индии, в 6.03 утра по местному времени. Самолет авиакомпании Air India Express Boeing 737-100, летевший из Дубая в аэропорт Мангалора, заходил на посадку, передает Associated Press.
Умар Фарук, один из выживших, рассказал, что перед крушением самолет стало сильно трясти.
Еще один выживший, по имени Прадип, пояснил, что «самолет начал сильно вибрировать, трястись, а затем развалился на две части». По его словам, сначала машина приземлилась на взлетно-посадочной полосе, пассажиры ощутили момент соприкосновения с землей, передает телеканал CNN-IBN. Только через 15 минут пассажиры поняли, что начались проблемы. Очевидцы рассказали, что машина вновь взлетела, но зацепилась за забор, ограждающий летное поле. При этом ее левый двигатель был охвачен пламенем.
Аэропорт находится на холме, который сразу за забором круто обрывается вниз. Именно туда и рухнул Boeing.
После крушения Прадип и еще четыре выживших пассажира отстегнули ремни и бросились прочь из разбитого и задымленного салона. Им пришлось прыгать с большой высоты в яму. Мужчина получил ожоги ног и повредил при падении руку. Выживший пассажир Абдул Путтур рассказал, что вытащил из разбитого самолета еще двоих. Однако были ли они живы, не сообщается. Возможно, в салоне еще оставались раненые, но через несколько минут после крушения прогремел сильный взрыв, и пламя охватило почти всю машину.
В крушении спаслись семь человек. Одного ребенка вынес на руках с места катастрофы пожарный. По данным Associated Press, была спасена 7-летняя девочка. На фотографиях видно, что у нее сильные ожоги, медики покрыли раны слоем защитной пены. Как заявил директор по персоналу авиакомпании Air India в Мумбае Анул Шривастава, первоначально прибывшие спасатели обнаружили восемь живых людей, но по дороге в госпиталь один из них скончался. «Есть надежда, что врачам удастся сохранить жизнь пострадавшим», — добавил Шривастава.
Всего на борту находились 160 пассажиров, в том числе 19 детей, и 6 членов экипажа.
Россиян на борту самолета не было, заявили в посольстве РФ в Индии. Большинство пассажиров — жители индийского штата Карнатака, которые регулярно выезжали на заработки в ОАЭ и другие страны Персидского залива, передает The Times of India.
По словам Шривастава, к спасательным работам привлечены 150 сотрудников центральной резервной полиции, на место крушения прибыли свыше двух десятков машин «скорой помощи». Кроме того, к месту катастрофы стекаются местные жители, которые предлагают свою помощь. Уже найдены около 90 тел погибших, большая часть сильно обгорела.
Что стало причиной катастрофы, сейчас выясняют следователи. Впрочем, в индийских СМИ уже говорится, что допустить ошибку мог пилот. Об этом заявил неназванный представитель властей штата Карнатака. «Возможно, причиной катастрофы стала ошибка пилота, поскольку, по имеющейся у нас информации, лайнер приземлился, однако затем вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы на большой скорости», — сказал источник.
Первоначально местные СМИ сообщили, что пилотом был россиянин. Однако затем представители авиакомпании заявили, что экипаж возглавлял 55-летний гражданин Сербии Златко Глюсика. Шривастава отметил, что пилот налетал 10 тысяч часов. Как часто пилот садился в аэропорту Мангалора, он не уточнил. Между тем этот аэропорт, открытый в 1951 году в 30 км от Мангалора, считается одним из самых сложных в Индии из-за специфического рельефа местности на этом участке юго-западного побережья страны. Взлетно-посадочная полоса расположена вершине холма, и пилоты называют ее «настольной», сообщает «Интерфакс».
Посадка здесь очень трудная, так как требует крутого снижения.
Воздушное пространство над городом и его окрестностями также признано одним из самых неспокойных в стране из-за постоянных турбулентных потоков, которые возникают в прибрежной полосе. По словам авиадиспетчера аэропорта, по имени Асиф, компания Air India постоянно заявляла, что только пилотам с налетом более 1000 часов разрешается садиться на подобных «настольных» полосах. «Однако в последние годы Air India наняла целый ряд пилотов из-за рубежа, — сказал авиадиспетчер. — Такие пилоты-эмигранты могли не очень хорошо знать местность».
Не исключено, что негативную роль сыграли погодные условия.
На юге Индии последние два дня шли сильные ливни. И в субботу с утра также лил дождь. Сотрудники аэропорта уже заявили, что видимость была на 7 километров больше опасной отметки. Сейчас спасатели разыскивают «черные ящики» самолета — они помогут восстановить картину произошедшего. «Расследование только началось. Специальная группа экспертов прибывает из Мумбая», — сказал Шривастава.
В Индию из Америки вылетает комиссия компании Boeing. В своем заявлении представители компании пояснили, что группа «по приглашению индийских властей» будет оказывать техническую помощь при расследовании крушения. Представители Air India добавили, что разбившийся Boeing 737-800 был введен в эксплуатацию 15 января 2008 года.
Премьер-министр Индии Манмохан Сингх уже выразил соболезнования в связи с катастрофой и пообещал компенсацию семьям погибших.
Air-India Express — дочерняя бюджетная авиакомпания Air India, которая выполняет рейсы в основном в страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии.
Последняя серьезная авиакатастрофа в Индии произошла 17 июля 2000 года, когда лайнер Boeing 737 индийской авиакомпании Alliance Air упал на жилой квартал близ аэропорта города Патна, на востоке страны. Тогда погиб 61 человек.
Крупнейшей в небе над Индией была авиакатастрофа в 1996 году, жертвами которой стали 349 человек, когда два самолета — один авиалиний Казахстана, другой из Саудовской Аравии — столкнулись в воздухе близ Нью-Дели.