Делегация Константинопольского патриархата (КП) прибудет в Москву в субботу. В ее состав вошли митрополиты Австрийский Михаил, Мириофитский и Перитасийский Ириней, Галльский Эммануил, генеральный секретарь Священного синода архимандрит Элпидофор, иеромонах Виссарион и архидиакон Максим. Возглавил делегацию патриарх Константинопольский Варфоломей.
Это его первый визит в Россию за последние 17 лет.
Последний раз Варфоломей был с официальным визитом в Москве в 1993 году и встречался с предшественником нынешнего патриарха Московского и всея Руси Кирилла Алексием II. В ходе нынешнего визита Варфоломей проведет ряд встреч в Москве, Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и Санкт-Петербурге. Официальная часть визита завершится 30 мая торжественным приемом в Екатерининском дворце в Царском селе, а на следующий день делегация КП вернется в Стамбул.
В Московской патриархии (МП) рассчитывают, что нынешний визит Варфоломея продолжит укрепление «братских отношений двух церквей», серьезно испортившихся за последние десять лет, и «послужит делу единения православия». Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) и глава КП уже встречались в июле 2009 года, когда Кирилл находился с официальным визитом в Турции. Российская делегация вернулась из Стамбула довольной, заявив, что в отношениях КП и МП «открыта новая страница», но оговорилась, что решить предстоит еще очень много серьезных проблем и взаимных претензий. Все, чего удалось добиться Кириллу во время того визита, это договоренность с президентом Турции Реджепом Эрдоганом об усилении миссионерской деятельности РПЦ на территории страны, которая поможет развить паломнический туризм, и возобновление работы храма святых Константина и Елены на территории летней резиденции генерального консульства РФ в Стамбуле.
На повестке дня у двух патриархов нерешенные вопросы.
В первую очередь это конфликт, начавшийся в 1996 году в связи с вопросом о принадлежности Эстонской апостольской православной церкви (ЭПАЦ), находящейся под омофором Константинополя, которую Москва не признает до сих пор. В том же году напряженность между КП и МП начала назревать и в связи с ситуацией на Украине. В 1992 года митрополит Филарет (Денисенко) вывел из подчинения МП значительную часть украинских приходов, создав самопровозглашенный Киевский патриархат, не признаваемый Москвой. В РПЦ же считают единственной легитимной Украинскую православную церковь, подчиняющуюся МП, которую возглавляет митрополит Владимир. «Раскольники» (как их называют в Москве) во главе с Филаретом попросились под омофор Константинополя, но внятного ответа от Варфоломея не получили до сих пор. Конкретики от него ждут и в РПЦ.
Есть и еще один немаловажный вопрос, который Константинополю и Москве необходимо как можно скорее решить, напоминает научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин. «Помимо конфликтов, связанных с урегулированием ситуации с Украиной и эстонского вопроса, есть проблема и со статусом православной церкви в США, которая получила автокефалию от РПЦ в 1970-м году, но не признана Константинополем. Права на эту автокефалию Москва не имела, но в перспективе этот вопрос Кирилл может дожать и сделать его решаемым», — говорит Митрохин. Помимо этого, говорит он, нерешенными у Москвы и Константинополя остаются частные случаи переходов священников из МП в КП, «но это уже мелочи, затрагивающие сотни, если не десятки людей».
Безусловно, признает Митрохин, сам по себе визит Варфоломея в Москву является важнейшим событием и говорит о реально намечающемся сближении двух патриархов.
«И оно скорее всего произойдет. У Кирилла нет тех комплексов, которые были у Алексия, непосредственно участвовавшего в конфликтах с Константинополем в 1990-х годах. Его очень раздражало, что Константинополь выбрали духовным ориентиром очень многие православные эстонцы», — предполагает эксперт.
Правда, считает он, в ходе этого визита с действительно важными разногласиями Москве и Константинополю покончить не удастся: «Шероховатостей в их отношениях слишком много, чтобы сгладить их за один визит, — такие процессы идут десятилетиями, если не веками».