В среду Мосгорсуд распустил коллегию присяжных заседателей по уголовному делу бывшего сенатора от Башкирии Игоря Изместьева. Процесс длится почти год. Изместьева обвиняют в терроризме, убийствах и покушениях — в том числе на жизнь сына президента Башкирии Урала Рахимова. Присяжные рассматривали дело в закрытом режиме, так как в материалах дела содержатся секретные документы.
Постепенно из коллегии один за другим стали выбывать заседатели. В среду их оказалось одиннадцать вместо положенных двенадцати.
«В ходе рассмотрения уголовного дела количество выбывших основных присяжных заседателей превысило количество запасных присяжных. В этом случае, согласно требованиям УПК, коллегия подлежит роспуску», — пояснила «Газете.Ru» пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева. Адвокат Изместьева Сергей Антонов рассказал «Газете.Ru», что последний выбывший присяжный уведомил суд о том, что у него заболела мать в другом городе. Ранее присяжные выбывали из процесса в основном из-за собственной болезни или по семейным обстоятельствам, добавил защитник.
Процесс по делу Игоря Изместьева начался в Мосгорсуде в июне 2009 года. Вместе с бывшим сенатором на скамье подсудимых оказались еще 12 человек — членов так называемой кингисеппской группировки (по названию города Кингисепп в Ленинградской области). Согласно тексту обвинительного заключения, Сергей Финагин, Имран Ильясов, Александр Иванов, Игорь Ульданов, Андрей Иванов, Юрий Васильев, Сергей Хомутов, Валентин Бар-Бирюков, Игорь Рожнев, Игорь Ганзин, Юрий Мамонов и Эмир Ибрагимов являлись непосредственными исполнителями распоряжений о ликвидации неугодных экс-сенатору людей в 1994—2004 годах.
Им инкриминируются убийства московского нотариуса Галины Перепелкиной, директора по производству Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода Салавата Гайнанова, главного бухгалтера «Башнефтехимторга» Валерия Сперанского, сотрудника фирмы «Ронекс» Олега Булатова и председателя правления фирмы «ВМС-Октан» Василия Хитаришвили. Кроме того, подсудимые, по мнению гособвинителя, причастны к покушению на владельца компании «Башнефть-МПК» Юрия Бушева, а также к покушению в сентябре 2003 года на сына президента Башкирии, тогда гендиректора ОАО АНК «Башнефть» Урала Рахимова. Подрыв джипа с охранниками Рахимова-старшего в Уфе, в результате которого погибли два человека, и минирование другой машины у его офиса в разгар выборов президента Башкирии следствие квалифицировало как теракт.
Экс-сенатор Изместьев, изначально отказывавшийся признавать свою вину по любому из эпизодов уголовного дела, в ходе судебного разбирательства по существу своей позиции не изменил. Впрочем, и признанный пострадавшим глава «Башнефти» Юрий Бушев в ходе процесса не раз заявлял, что считает вменяемые бывшему члену Совфеда покушения, а также убийство его жены Перепелкиной совсем не делом рук Изместьева.
В Мосгорсуде рассказали, что к моменту роспуска коллегии присяжных уже завершилась стадия судебного следствия: обе стороны представили заседателям свои доказательства и должны были перейти к прениям.
«Но прения откладывались из-за болезни одного из адвокатов», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе суда. «Болел не адвокат, а потерпевший, — утверждает защитник Антонов. — Он постоянно присылал справки о болезни, на протяжении трех месяцев, но при этом заявлял, что хочет участвовать в прениях сторон. Из-за этого процесс и не двигался».
Подсудимые все это время сидят под арестом, напомнил защитник. Изместьеву в среду продлили содержание под стражей до сентября. Срок ареста бывшего члена Совфеда истекал 11 июня, и адвокаты просили освободить их подзащитного под залог в размере 25 млн рублей, но суд отказал.
Председательствующая Елена Гученкова в среду назначила дату начала нового процесса по делу Изместьева: предварительное заседание пройдет 18 мая. Теперь дело, скорее всего, рассмотрят без присяжных.
«В ходе предварительного слушания, как ожидается, будет определена новая форма судопроизводства. Согласно постановлению Конституционного суда, уголовные дела по обвинению лиц в совершении преступлений, предусмотренных ст. 205 (терроризм) УК, подлежат рассмотрению в составе тройки судей», — рассказала Анна Усачева.
«Только в суде присяжных можно надеяться на справедливое решение, во всех остальных случаях это будет расправа», — считает адвокат подсудимого Изместьева. Антонов отметил, что в обвинении его подзащитного есть еще и статья «убийство», по которой Изместьеву грозит смертная казнь: несмотря на мораторий, в Уголовном кодексе такое наказание предусмотрено. «А согласно Конституции, каждый, кому может грозить смертная казнь, имеет право на присяжных», — добавил адвокат. На следующем заседании он намерен ходатайствовать о такой форме судопроизводства.