В пятницу фигуранта одного из самых загадочных уголовных дел за последние несколько лет — нападения на сухогруз Arctic Sea — конвоиры Мосгорсуда спешно завели в 310-й зал ровно в 14.00. Несмотря на майскую жару, обвиняемый в похищении человека и пиратстве Андрей Лунев был одет в тот же плотный синий бушлат, который ему выдали в СИЗО «Лефортово» по приезде в Москву в августе 2009 года, и черную вязаную шапку. Лунев оказался в числе восьми предполагаемых захватчиков судна Arctic Sea, перевозившего, по официальным данным, лес из Финляндии в Алжир. 25 июля 2009 года, когда сухогруз находился в Балтийском море, связь с ним пропала, а 17 августа в ходе спецоперации с привлечением нескольких кораблей ВМФ РФ его освободили у берегов Кабо-Верде.
Предполагаемых пиратов на военном самолете этапировали в Москву, а освобожденных российских моряков сначала прятали от прессы в ведомственных гостиницах ФСБ, а потом отправили домой в Новороссийск, взяв подписку о неразглашении.
Никаких официальных версий захвата судна с грузом пиломатериалов следствие ни разу не назвало, а эксперты начали выдвигать конспирологические: на Arctic Sea могли перевозить либо наркотики, либо оружие для Ирана, а может быть, захват был инсценирован компанией-судовладельцем Solchart для получения страховки, говорили они. Почву для таких предположений давали сами участники расследования, не предоставлявшие СМИ практически никакой информации об уголовном деле.
Следствие не отклонилось от своей генеральной линии, и в первом судебном процессе. Лунев стал первым пиратом, признавшим свою вину и попросившим рассмотреть его дело в особом порядке.
Процесс уложился в два заседания: на первом решили, что суд будет закрытым, а на сегодняшнем, втором прошли прения сторон и судья Андрей Коротков огласил приговор.
Отсутствие прессы и наблюдателей в зале суда объяснили тем, что разглашение сведений о Луневе помешает расследованию основного уголовного дела: остальные семь фигурантов все еще находятся в СИЗО и ходят на допросы. В своем решении о закрытом процессе Коротков сослался на ст. 241 (гласность) УПК РФ, согласно которой в таких условиях оглашаются только вводная и резолютивная части приговора. Но даже этого собравшимся в 310-м зале Мосгорсуда журналистам услышать не удалось: сотрудники, сославшись на личную просьбу председателя Ольги Егоровой, вывели хроникеров в коридор.
Официально оглашение приговора проходило в открытом режиме — просто без прессы. На вопрос, почему в зале из наблюдателей присутствовал только следователь СКП и сотрудники аппарата Мосгорсуда, судья Коротков снова сослался на ст. 241 УПК РФ и от дальнейших комментариев отказался. Неофициально сообщалось, что на таком формате оглашения приговора настояло следствие, не желавшее «светить» лицо Лунева, однако глава пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева эту информацию не подтвердила. «Присутствовать на оглашении приговора пожелали более 30 представителей различных СМИ, в том числе и зарубежных, поэтому вход в зал для журналистов по техническим причинам был ограничен. Тем не менее на этом открытом заседании присутствовали сотрудники нашей пресс-службы и оператор, которые предоставили журналистам всю необходимую информацию», — сказала «Газете.Ru» Усачева.
Она сообщила, что раскаявшийся пират получил пять лет колонии строго режима. Этот срок он будет отбывать в одной из колоний России.
Адвокаты остальных фигурантов «дела Arctic Sea» по результатам пятничного заседания говорят, что теперь еще больше уверены в том, что «с расследованием что-то нечисто». «Странно, что следователи так скрывают от прессы потерпевших, странно, что признательные показания дал Лунев, который в телерепортажах первым заявлял, что не признает своей вины, а сам он и остальные задержанные — экологи», — сказал «Газете.Ru» адвокат обвиняемого Дмитрия Бартенева Константин Барановский.
По его словам, обвинительное заключение с момента ареста в 2009 году никак не изменилось. «В нем все так же нет мотива и добавилась справка эксперта: он подтвердил, что на Arctic Sea действительно была сосна. Все», — сказал Барановский.
Он напомнил, что его клиент не признает своей вины и настаивает, что работал экологом и на Arctic Sea поднялся не с автоматом, а с просьбами помочь с горючим для моторной лодки. Адвокат другого обвиняемого Евгения Миронова Екатерина Лебедева-Романова также считает историю Лунева подозрительной. «Мой подзащитный также настаивает на том, что он невиновен. И мне неясно, почему на приговоре Луневу не было адвоката. Никто из моих коллег с ним даже ни разу не общался, хотя с адвокатами остальных фигурантов мы поддерживаем контакт. Это очень подозрительно», — считает она. Адвокат Омар Ахмедов защищал Дмитриса Савинса, который также недавно дал признательные показания. Юрист не исключает, что его бывший клиент и Лунев могли себя оговорить. «Смотрите: их переводили из одного СИЗО в другое, не исключаю, что прессовали, а потом, видимо, пообещали более легкую участь в обмен на нужные показания. Посадите человека старше 30 лет в камеру — и через месяц он сам поймет, в чем он виноват, как говорили раньше в НКВД», — говорит Ахмедов.
Он считает, что приговор Луневу станет козырем следствия на суде по основному делу Arctic Sea
«Скорее всего, суд будет идти с участием присяжных, а приговор Луневу — это так называемая преюдиция. То есть на его признательные показания и раскаяние прокуроры будут ссылаться, настаивая на виновности остальных фигурантов, а это очень сильный аргумент», — уверен Ахмедов.