С 1 сентября в московских школах может фактически исчезнуть предмет «основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Юрий Лужков подписал распоряжение № 789-РП «Об итогах конкурса на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу в городе Москве в 2009 году и проведении конкурса в 2010 году», в котором городскому департаменту образования поручается «принять меры, касающиеся интегративного изучения предмета «основы безопасности жизнедеятельности» в 10―11-х классах в государственных образовательных учреждениях города Москвы».
Интегративное изучение курса предполагает преподавание его в рамках других предметов. Например, способы дезактивации и дегазации могут изучаться на уроках химии и биологии, каким образом проводится оповещение населения о чрезвычайных ситуациях ― в курсе обществознания, а об организации гражданской обороны в школе детям может рассказать замдиректора по безопасности во время классного часа.
Кроме того, департаменту поручено «рассмотреть вопрос о возможности организации с 1 сентября для граждан женского пола 10―11-х классов в рамках занятий по основам военной службы, отдельно от граждан мужского пола, углубленного изучения основ медицинских знаний».
Также департамент должен «активизировать работу» по профессиональной ориентации выпускников школ и колледжей на поступление в военные учебные заведения. При подборе кадров и назначении на должности преподавателей основ военной службы (ОВС) рекомендуется «обеспечить преимущество для офицеров, пребывающих в запасе и имеющих высшее или среднее военное образование, а также для выпускников военных кафедр педагогических образовательных учреждений высшего профессионального образования».
Идеологически распоряжение созвучно принятой два месяца назад столичным правительством Концепции допризывной подготовки молодежи в городе Москве до 2020.
В самом департаменте образования против приоритетного приема на работу отставных военных ничего против не имеют. По словам пресс-секретаря департамента Александра Гаврилова, их опыт и сейчас успешно используется в школах, и не только как преподавателей: чаще бывшие военные работают на должностях заместителей директора по безопасности. Вот только свободных вакансий в школах не так много, гораздо меньше, чем претендентов на них, рассказал «Газете.Ru» Гаврилов.
По словам заместителя руководителя Центра военно-патриотического и гражданского воспитания департамента образования Александра Шаншинова, в данный момент де-юре оформляется то, что существует уже 2 года де-факто. «Министерство образования ― очень бюрократический механизм: надо менять базовый учебный план, разрабатывать стандарты. Эта работа идет, но медленно», ― рассказал Шаншинов. По его словам, указ президента о совершенствовании подготовки к военной службе вышел 2 года назад, а сейчас на заседании Госсовета было решено активизировать эту работу, появились новые приказы Минобразования и Минобороны, отражающие президентские поручения. Хотя маловероятно, что к 1 сентября стандарты будут готовы.
Недостаточно используется, по мнению чиновника, и потенциал профессионально-технического образования. «Наши профессиональные учебные заведения могут проводить подготовку по 34 военно-учетным специальностям. Это водители, крановщики, радисты, радиомеханики и так далее, ― рассказал он. ― Но пока госзаказа от Минобороны нет».
Тем не менее работа с допризывниками ведется, заверил Шаншинов. И это позволило даже сократить срок подготовки новобранцев к присяге до 2 недель (против прежних 3 месяцев).
По его словам, программа ОБЖ для старшеклассников фактически сводится к ОВС, а пятидневные сборы в войсковых частях для них проводятся уже второй год по приказу командующего военным округом и руководителя департамента образования. В идеале школьники проживают все время на территории части и выполняют установленный там распорядок дня. Но если в части нет возможности для их размещения, десятиклассники просто приезжают сюда каждый день на занятия по строевой и огневой подготовке.
Участие в сборах, подчеркнул чиновник, вещь обязательная, освобождение возможно только по состоянию здоровья. «Вопли по этому поводу продолжались два года, ― рассказал Шаншинов. ― Но мы привозили выступавших против сборов родителей в части, и все убедились, что это ребятам только на пользу». По его словам, на сборы просятся и девочки, которым идут навстречу, если в части есть для них отдельное помещение, «чтобы не было вопросов».
Что до занятий с девочками по медподготовке в стенах школы, то для этого, по словам Шаншинова, директоры будут специально приглашать медиков и заключать с ними договоры. Правда, найти таких специалистов может оказаться непросто.
По мнению завотделением одного из московских медицинских колледжей, школьная медсестра не сможет заниматься преподаванием ввиду отсутствия высшего образования, а «ни один уважающий себя врач» на такую работу не пойдет. «У врача нет для этого никакого стимула, ― считает собеседница «Газеты.Ru». ― Получать совместитель будет копейки, ему придется бегать из школы в школу (так как часов по предмету будет мало), писать программы и, самое главное, заниматься оснащением кабинета. Так что говорить о полноценной подготовке медсестер смешно, такое «углубленного изучения основ медицинских знаний», скорее всего, обернется профанацией».
А вот начальные медицинские сведения из нынешнего курса ОБЖ, считает эксперт, необходимо сохранить, причем в первую очередь для мальчиков, чаще попадающих в экстремальные ситуации.
Они должны уметь оценить свое состояние и грамотно оказать первую медицинскую помощь себе или другому пострадавшему. Кроме того, напомнила эксперт, в нынешнем курсе ОБЖ есть раздел, касающийся здорового образа жизни, не менее нужный мальчикам, чем девочкам. «Например, информация о половых инфекциях для них даже более актуальна: если девочки боятся ранних связей из-за нежелательной беременности, то у мальчиков никакого страха нет, ― считает она. ― ОБЖ ― очень нужный, помогающий адаптации в жизни предмет. Конечно, его содержание надо совершенствовать, но уж никак не сводить к ОВС, эти вещи должны идти параллельно».
«И потом, почему никто не задается вопросом о том, куда отправится целая армия преподавателей ОБЖ в случае упразднения этого предмета?» ― удивляется завотделением колледжа. Впрочем, в самом департаменте образования об уготовленной ОБЖ участи пока ничего не знают. «ОБЖ является отдельным предметом и с нового учебного года таким и останется, ― рассказал «Газете.Ru» Гаврилов. ― А ОВС просто раздел в рамках этого предмета».
Между тем, по мнению экспертов, остается под большим вопросом и факт проведения военных сборов: заставить подростков поехать, а родителей отпустить своих детей по закону никто не может.
К законодательству об образовании это не имеет никакого отношения, считает управляющий партнер юридической компании «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов. А отказывающегося от поездки старшеклассника нельзя будет даже не аттестовать по предмету: оцениваются только знания и ничто другое, а ученик вообще имеет право обучаться экстерном. «Теоретически возможно включить обязанность о прохождении допризывной подготовки в закон «О воинской обязанности» и прописать штрафные санкции за уклонение, ― говорит эксперт. ― Но, скорее всего, вся эта затея провалится».
Но, даже если московские школьники будут рваться в лагеря, а родители захотят немного от них отдохнуть, осуществить это без изменения федерального законодательства тоже не удастся. «Сборы должны проводиться на основании какого-то документа, ― объяснил «Газете.Ru» эксперт ИМЭМО Владимир Евсеев. ― Министерство образования не может регулировать этот вопрос: воинские сборы не являются продолжением школьной программы, а школьная подготовка не подразумевает выезда в лагеря. В военном законодательстве на сегодняшний день существует лишь понятие сборов для «запасников». Но допризывники таковыми не являются».