Свердловский суд приговорил к трем годам условного заключения сотрудников УБОП, которые в центре Екатеринбурга расстреляли автомобиль бизнесмена, решив, что за рулем находится разыскиваемый преступник. Третий милиционер, тоже стрелявший в предпринимателя, получил пять лет реального лишения свободы в колонии.
Следователи выяснили, что помимо расстрела невиновного бизнесмена он пытал подследственных.
Руководитель «Строительной компании № 7» Александр Панкратов до сих пор с ужасом вспоминает события 9 октября 2008 года. Тогда бизнесмен возвращался со стройки в свой офис. Когда его Mercedes остановился на перекрестке улиц Карла Либнекхта и Первомайской, к машине подбежали люди в штатском. «Они стали бить рукоятками пистолетов по стеклам машины, пытаясь их разбить. За долю секунды, я понял только, что это бандиты.
Когда прозвучал выстрел в правую переднюю дверь, я упал на пол между сиденьями и крикнул водителю: «Удирай», — вспоминает Александр Панкратов.
«Он вывернул руль, объехав впередистоящую машину, и на красный свет мы стали уходить. А эти люди начали стрелять. Я слышал, как пули втыкаются в автомобиль», — рассказывал бизнесмен в суде.
На пробитых колесах Mercedes Панкратова доехал до площади 1905 Года, на которой дежурил наряд ДПС. Не успел Панкратов объяснить суть происходящего автоинспектору, как рядом затормозил автомобиль, из которого выскочили стрелявшие. Они предъявили ошарашенному инспектору милицейские удостоверения, скрутили бизнесмена и увезли его в здание УБОП.
Несколько часов Панкратов просидел в камере, пока его не выпустили, объяснив, что милиционеры просто обознались, перепутав его с опасным преступником.
Убоповцы извинились и пообещали возместить весь причиненный ущерб. А он был довольно существенный. В Mercedes Панкратова попали 24 пули, еще две — в проезжавшие мимо автомобили.
Прокуратура возбудила уголовное дело по факту превышения милиционерами должностных полномочий. В апреле прошлого года было предъявлено обвинение 25-летним старшим лейтенантам Николаю Орлову, Рустаму Выгузову и 22-летнему лейтенанту Александру Дружинину.
Еще до возбуждения уголовного дела на Панкратова пытались оказать давление. Стрелки неоднократно вызывали его «на разговор» в здание УБОП. Бизнесмен тогда заявлял, что опасается за свое здоровье и своей семьи. «Я допускаю мысль, что тогда милиционеры не обознались, а действовали по приказу, чтобы надавить на меня», — не вдаваясь в подробности, говорил Александр Панкратов.
Когда же уголовное дело дошло до суда, то процесс объявили закрытым от СМИ. Журналистов пустили только на оглашение приговора.
Выгузов, Дружинин и Орлов были одеты в штатское, последний приехал на оглашение приговора в спортивном костюме. Орлов помимо расстрела Mercedes с предпринимателем обвинялся в пытках подследственных.
Согласно материалам дела, Орлов в рамках расследования дела о шалинской банде выбивал признательные показания из двоих обвиняемых, Асаинова и Пряхина: издеваясь и угрожая, бил их руками и ногами, а также применял электрошокер.
Через несколько часов пыток он добился своей цели — явка с повинной была на руках. Убоповец нанес множественные телесные повреждения подследственным. Асаинов вскоре после этого допроса пытался покончить жизнь самоубийством: он перерезал себе вены.
Судья Николай Павлов признал милиционеров виновными. Выгузов и Дружинин приговорены к условному лишению свободы на три года. Николая Орлова суд признал виновным в расстреле Mercedes и пытках подследственных и приговорил его к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима. Также бывшему старшему лейтенанту Орлову необходимо выплатить своей жертве, Пряхину, 60 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Страховым компаниям пострадавших автомобилистов придется взыскивать свои издержки через гражданский суд.
Выслушать приговор пришли и коллеги подсудимых — убоповцы. Они отмахивались от фото- и видеокамер, запрещая себя снимать. «Как вы относитесь к приговору? Ваших же товарищей осудили, вы считаете — справедливо или нет?» — вопрошали журналисты. «Как всегда», — многозначительно объяснил сослуживец стрелков, убегая от прессы.