Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Памятник везут на Поклонную гору

Юрий Лужков подписал распоряжение об установке на Поклонной горе памятника «В борьбе против фашизма мы были вместе»

Мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение об установке на Поклонной горе памятника «В борьбе против фашизма мы были вместе». По идее мэрии, новый памятник должен стать «символом» монумента, разрушенного в Кутаиси 19 декабря 2009 года.

Мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение об установке в столице «символа монумента, разрушенного в Кутаиси 19 декабря 2009 года». Распоряжением 615-РП от 2 апреля 2010 года предписывается «поддержать инициативу Фонда содействия сохранению и восстановлению памятников героям Великой Отечественной войны «Историческое наследие» (фонд «Наследие»), общественных организаций, трудовых коллективов, ветеранских объединений об установке в Москве памятника». Согласно документу, памятник получит название «В борьбе против фашизма мы были вместе» и будет воздвигнут на Поклонной горе на Аллее Памяти в 2010–2011 годах.

Памятник будет установлен за счет добровольных благотворительных пожертвований, поступающих на счет, специально открытый фондом «Наследие». Прежде всего, из Союза грузин в России, первым предложившего взять на себя расходы по воссозданию разрушенного мемориала.

6 мая на Поклонной горе – в День святого Георгия, который является покровителем Грузии и города Москвы, — будет торжественно заложен первый камень в основание памятника.

Такое решение было принято еще до появления распоряжения мэра, на заседании попечительского совета по созданию преемника разрушенного «Мемориала славы». На торжественную церемонию будут приглашены ветераны из России, Грузии, Абхазии, Южной Осетии. Как отметил президент Союза грузин в России Михаил Хубутия, «Мемориал славы» на Поклонной горе увековечит память героев всех национальностей и этнических групп, проживавших в Грузии и ушедших оттуда на поля сражений. На том же заседании Юрий Лужков предложил и название будущего памятника.

Напомним, в декабре прошлого года в Кутаиси был взорван «Мемориал славы», установленный в память о жертвах Великой Отечественной войны. Как впоследствии пояснили в МИД Грузии, был взорван лишь фон памятника, основная часть мемориала – всадник «Мзечабуки» – будет восстановлена и перенесена на другое место. Грузинская оппозиция назвала разрушение памятника актом вандализма со стороны властей. С резкой критикой выступили и представители власти России. И через несколько дней премьер-министр Владимир Путин предложил воссоздать мемориал в Москве, отметив, что это может стать «площадкой для возобновления диалога между Россией и Грузией по линии гражданского общества».

А столичный мэр Юрий Лужков так проникся идеей, что лично отправился на Поклонную гору выбирать место для установки нового памятника.

Как поспешил заявить столичный градоначальник, воссозданием монумента предложено заняться автору оригинального монумента Мерабу Бердзенишвили. Однако, по словам самого архитектора, он уже не в том возрасте, чтобы браться за такую сложную работу. «Мне 80 лет. Тот мемориал я делал на протяжении семи лет. Надо сделать что-то новое, а это не такое уж простое дело. Сколько мне еще осталось жить – неизвестно», – заявил Бердзенишвили.

Кроме того, по его словам, восстановить памятник «абсолютно невозможно, так как он полностью разрушен, исчез и превращен в муку, а все эскизы и модели мемориала утеряны. «Если где-то они и были на протяжении многих лет – это на Тбилисском комбинате скульптур, который хранил формы. Но время изменилось, все это исчезло, и ничего не осталось. У меня также ничего нет», – сказал скульптор.

В итоге было решено установить на Поклонной горе не аналог, а «преемник» кутаисского мемориала.

Проведение конкурса на лучший проект памятника, согласно 615-му распоряжению, поручено городскому стройкомплексу совместно с департаментом культуры, Российской академией художеств, Московским союзом художников, Союзом московских архитекторов и фондом «Наследие». Должен сказать свое слово и попечительский совет по созданию «Мемориала славы», считают в Союзе грузин в России.

Уже высказываются и идеи проекта, среди которых и предложение об установлении уменьшенного в 3–4 раза образа стоявшего в Кутаиси мемориала. Неофициально сообщалось и о том, что воссозданием памятника займется любимый архитектор столичного градоначальника Зураб Церетели.

Председатель Мосгордумы Владимир Платонов предложил возвести монумент, символизирующий недопустимость уничтожения исторических памятников.

«В Кутаиси был совершен акт вандализма, брошен вызов всему обществу, — считает Платонов. – И я, например, вижу такой памятник, на котором, если, не дай Бог, что-то произойдет, будет появляться табличка, что снесен памятник, а в ногах будет написана фамилия или название организации, которая удумала такую вещь».

Идея спикера пришлась по душе общественным организациям, выступающим за сохранение культурного наследия в столице. Правда, по словам вице-президента Академии художественной критики, историка архитектуры Алексея Клименко, подобные памятные доски должны быть установлены по всему городу. В одном только Царицыне можно повесить с десяток таких указателей с фамилиями действующих московских чиновников, считает эксперт.

Что до Поклонной горы, то тут, по мнению Клименко, действительно стоило бы установить множество мониторов, позволяющих получить информацию о всех связанных с Великой Отечественной войной памятниках – и существующих, и снесенных, и просто разрушающихся из-за отсутствия к ним должного внимания.

Но вот дорогостоящие таблички лучше не использовать, считает эксперт: в связи с постоянно меняющейся политической конъюнктурой их придется часто менять. «У нас же руководствуются не логикой, а необходимостью моментально высказаться, отреагировав на ситуацию, и сейчас действуют исключительно в пику президенту Саакашвили, — говорит Клименко. – Мераб Бердзенишвили – великий мастер, но восстановить его работу невозможно. К тому же, это, к сожалению, не первый и не единственный случай варварства по отношению к воинским мемориалам. Почему же тогда в Москве устанавливается памятник представителям одной из советских республик? Поклонная гора изначально имела цельный замысел, и не стоит вмешиваться в него «в режиме ручного управления», не просчитав последствий».

Между тем упомянутый «режим ручного управления» совершенно игнорирует существующий в Москве порядок установки памятников в столице. Этот порядок регулирует закон «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения», а также постановление Мосгордумы «О перечне предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского назначения». Дополнения в список вносятся постановлением Мосгордумы по представлению комиссии по монументальному искусству, которая регулярно рассматривает поступающие от граждан и организаций предложения. На сегодняшний день в перечне 110 одобренных «объектов», но «преемника» кутаисского материала в нем нет.

«По действующему еще с 1998 года закону, установление любого памятника, памятного знака или скульптурной композиции в Москве должно обязательно рассматриваться нашей комиссией, — объяснил «Газете.Ru» зампред комиссии по монументальному искусству Мосгордумы, руководитель научного отдела Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева Сергей Петров. – После положительного решения комиссии уже сама Мосгордума принимает решение о включении объекта в перечень, его названии, месте расположения, объеме и источниках финансирования. И только после этого наступает очередь правительства Москвы».

Обойдя первые две стадии этой процедуры, мэрия фактически нарушила собственное городское законодательство.

Кроме того, напомнил Петров, прежде, когда возникали вопросы об установлении произведений монументального искусства на Поклонной горе, Москомархитектура неизменно указывала на то, что на территории, имеющей утвержденную планировку, ничего нового появиться не может. «Хотя лично я с этим не согласен, — замечает Петров. – Жизнь не стоит на месте, и музей не должен иметь застывшие навсегда формы».

По словам эксперта, конечно же, комиссия обсуждала этот вопрос, хотя и за рамками официальной повестки дня. «На наш взгляд, мемориал может быть воссоздан, — рассказал он. – Но, во-первых, не в том виде, каким он был в Кутаисе. Против этого возражает даже автор, утверждая, что восстановить памятник невозможно. И, конечно же, не в уменьшенном виде – это будет просто смешно. Это должен быть совсем новый проект. А во-вторых, обязательно должен быть проведен открытый конкурс, участие в котором могли бы принять все желающие архитекторы».

Новости и материалы
В МАГАТЭ приняли решение по резолюции с критикой Ирана
Больше половины компаний следят за психологическим состоянием сотрудников
В Тульской области зазвучала тревога
На Западе прокомментировали поданный пуском «Орешника» сигнал
Путин назвал возможные цели для «Орешника» на Западе
В Британии объяснили разрешение бить ракетами Storm Shadow вглубь России
В Турции назвали заявление Путина об «Орешнике» предупреждением Западу
В Германии рассказали о «громкой пощечине» Шольцу и Бербок
Правительство поддержало поблажку насчет срока действия ЕГЭ для контрактников
Подавляющее число россиян хотят видеть воркаут-площадки возле дома
Кадыров предрек намеки на переговоры от Запада после применения Россией ракеты «Орешник»
Симоньян призвала подождать, кто пойдет на попятную после заявления Путина
В Белом доме не стали комментировать причины повреждения кабелей в Балтийском море
Экс-посол РФ призвал США и Британию остановить действия по эскалации на Украине
Россияне рассказали, как встретят Новый год за городом
США обеспокоились из-за применения Россией нового типа вооружения
Корабли США нанесли удар по объектам хуситов в Йемене
Сенатор рассказал о потенциале северного берега Азовского моря
Все новости