Президентский законопроект «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок» поступил в Госдуму в понедельник вечером. Хотя в документе, оказавшемся в распоряжении «Газеты.Ru», говорится и об уголовном судопроизводстве, предлагаемые изменения коснутся в основном гражданских дел и позволят существенно ускорить их рассмотрение. Согласно действующему законодательству, срок рассмотрения гражданского иска не должен превышать двух месяцев, но на практике заседания могут длиться год или больше, а законных рычагов давления на судей у стороны, заинтересованной в скорейшем рассмотрении дела, нет.
В президентском законопроекте о наказании нерасторопных судей речи не идет, но предлагается выплачивать погрязшим в бесконечных судебных разбирательствах гражданам компенсации.
Для того чтобы добиться выплаты компенсации, говорится в законопроекте, нужно обратиться либо в арбитражный суд, либо в суд общей юрисдикции — в зависимости от того, где произошло нарушение разумных сроков. Ответчиком на таких судебных заседаниях будет государство в лице Министерства финансов.
Четкое понятие разумного срока в законопроекте не прописано. В 1988 году Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) давал соответствующее разъяснение на примере дела Броугана против Великобритании, в рамках которого рассматривался факт нарушения статьи 6 Европейской конвенции о правах человека, предусматривающей право на справедливое судебное разбирательство в приемлемый срок. «Очевидно, что приемлемый срок не может быть одинаковым для всех дел, и было бы неестественным устанавливать один срок в конкретном цифровом выражении для всех случаев. Таким образом, в каждом случае возникает проблема оценки, которая зависит от конкретных обстоятельств».
Однако глава парламентского комитета по гражданскому, арбитражному и уголовному законодательству Павел Крашенинников возражает, что понятие «разумные сроки» депутатам все равно придется прописать.
«Этот вопрос мы будем изучать отдельно, там все еще только предстоит продумать», — сказал он «Газете.Ru». Как сопредседатель Ассоциации юристов России, говорит Крашенинников, сам он считает законопроект «вполне справедливым».
Появление такого закона поможет разгрузить не только российские суды, но и Страсбургский, считает глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. По его словам, появление этого документа напрямую связано с тем, что Россия в последнее время не покидает первых строчек рейтинга стран, чьи граждане жалуются в ЕСПЧ на затянувшиеся судебные разбирательства. Например, в отчете Страсбургского суда за 2009 год по количеству нарушений шестой статьи Европейской конвенции Россия заняла второе место. Всего за год суд вынес 219 постановлений, из которых 210 касались нарушения права на рассмотрение дела в разумные сроки.
Правда, как ранее заявлял российский судья ЕСПЧ Анатолий Ковлер, жалоб могло быть и больше, но в начале 2009 года суд приостановил принятие постановлений практически по всем делам, касающихся судебной волокиты.
По его данным, такие дела составляют 30% от всех, что приходят в Страсбург из России.
«ЕСПЧ неоднократно обращал внимание российских властей на то, что в стране отсутствует эффективное судопроизводство. У нас нельзя в принципе получить компенсацию за недобросовестную работу судьи. Все четко: основанием для компенсации вреда является установление факта незаконных действий или бездействия госоргана, а установить такое в случае с судьей можно только по приговору», — поясняет Чиков.
Позднее, говорит он, Верховный суд РФ попытался разъяснить, что граждане могут жаловаться на затягивание судебного процесса, но, прежде чем население успело начать полноценно пользоваться этим разъяснением, в Кремле созрел соответствующий законопроект. «Это хорошо, — считает Чиков, — что теперь можно будет автоматически рассчитывать на компенсацию вне зависимости от признания незаконными действий судьи или какой-то из сторон». В том, что закон в итоге должен будет полноценно работать, говорит правозащитник, он практически уверен: российские власти сами заинтересованы в том, чтобы снизить поток жалоб в ЕСПЧ и не платить присужденные им компенсации. «Хотя суммы там присуждают не очень большие — по 4—5 тысяч евро. Обычно такие же компенсации получают родственники убитого каким-нибудь милиционером. Но в России, скорее всего, эти суммы все-таки будут поменьше».