В пятницу в Москве представили новую концепцию реформы МВД. Ее несколько месяцев разрабатывали члены таких правозащитных организаций, как «Агора» и Amnesty International, а на совещании, прошедшем в четверг вечером, их предложения были сведены в один документ. Правда, на следующее утро он был обнародован в СМИ как разработанный членами Общественной палаты (ОП), которая, собственно, и организовала «круглый стол» в одном из столичных бизнес-центров, а непосредственным авторам концепции, среди которых был и экс-министр внутренних дел Чехии Ян Румл, была отведена роль приглашенных экспертов.
В разработанном правозащитниками документе предлагается соблюсти несколько основных правил при реформировании МВД. В первую очередь, говорится в концепции, реформа должна иметь четкие сроки.
Процесс реформирования должен быть максимально открыт и прозрачен, учитывать опыт других государств, а контролировать и нести за него ответственность должно не милицейское начальство, а общественные организации.
Согласно новой концепции реформы, милиция должна лишиться не свойственных ей функций: контроля за вытрезвителями, приемниками для бродяг, экспертно-криминалистическими центрами и лицензированием ЧОПов. Кроме того, у МВД предлагается забрать функции контроля за госуслугами в сфере миграции и вывести Федеральную миграционную службу из-под контроля ведомства. Специальные подразделения по защите прав потребителей, считают авторы концепции, также необходимо ликвидировать: нарушениями на потребрынке милиционеры должны заниматься только при поступлении соответствующих жалоб от населения.
«Но главное, — заявил на «круглом столе» член ОП Анатолий Кучерена, — разделить милицию на федеральную и муниципальную».
За федеральной будут закреплены функции нынешней криминальной милиции. Ее главными задачами станут выявление, расследование и профилактика тяжких и особо тяжких преступлений и защита потерпевших. При этом расследованиями в перспективе должен будет заниматься единый следственный орган под надзором прокуратуры.
В структуру криминальной милиции войдут департаменты госзащиты свидетелей и потерпевших, административный и уголовного розыска, а также главный информационный центр. Милиция муниципальная, считают правозащитники, должна быть полностью независима от федеральной. На сотрудников муниципальной милиции предлагается возложить функции, которые сейчас выполняет милиция общественной безопасности, — патрулирование улиц, предотвращение и пресечение административных правонарушений.
Шефов муниципальной милиции, уверены авторы концепции, необходимо избирать в рамках альтернативных выборов из числа гражданских лиц.
Мнения участников «круглого стола» относительно новой концепции оказались неоднозначными. Главным ее критиком стал председатель думского комитета по безопасности Владимир Васильев, с начала объявленной президентом реформы МВД ставший одним из самых рьяных защитников действующей системы ведомства. «Во-первых, у нас может не хватить на это денег. Кому-то будто бы хочется просто развалить нашу милицию. Кроме того, сколько можно травить милиционеров?» — возмутился парламентарий, сам в прошлом служивший в правоохранительных органах. По его мнению, обществу и правозащитным организациям в реформировании МВД не место — менять ведомство должны профессионалы. Услышать мнение профессионала по этому поводу не удалось: приглашенный на «круглый стол» статс-секретарь министра внутренних дел Сергей Булавин, сославшись на сильную занятость, обсуждать проект реформы не приехал.
Васильеву возразил правозащитник Лев Пономарев. На «круглый стол» он принес свою двухстраничную концепцию милицейской реформы, в которой в первую очередь предложил вывести из подчинения МВД и переименовать Департамент собственной безопасности. «Что значит «собственной безопасности»? Как это? Он нас должен от милиции защищать и быть полностью независимым. Что касается профессионалов, то нельзя оставлять реформу на совести самих милиционеров», — возразил он. Правозащитник припомнил депутату Васильеву недавний приказ министра внутренних дел Рашида Нургалиева, в рамках реформы распорядившегося создать в милиции отделы «морально-психологического обеспечения». В документе, раскритикованном во многих СМИ, предлагалось избавлять милиционеров от привычки брать взятки и избивать задержанных с помощью викторин и походов по музеям. «Это хаотические действия какие-то, потому ее нельзя поручать МВД», — заявил Пономарев.
Представитель Amnesty International Аннеке Оссе, участвовавшая в разработке концепции, считает, что отсутствие денег на реформу — отговорки.
«Ясно, что милиция не захочет реформироваться, ясно, что общество поначалу не понимает, для чего нужна реформа и как она пойдет. Но дело, скорее, в отсутствии политической воли. То же самое было во многих других странах, и это вполне знакомая ситуация», — сказала она. Остальных разработчиков концепции члены ОП слушать не стали, напоследок выдвинув несколько своих предложений. В частности, они говорили о создании института индивидуальных поощрений каждого сотрудника милиции и предлагали судить сотрудников МВД в трибуналах. «Давайте создадим межведомственную рабочую группу и покажем нашу концепцию президенту, я 31-го числа с ним будут встречаться», — подытожила глава президентского совета по правам человека Элла Памфилова, предложив невыслушанным правозащитникам направить ей свои предложения в письменном виде.
Впрочем, настоящие авторы концепции на своих коллег из ОП все равно не обиделись. «Очень хорошо, что нам удалось передать нашу концепцию в те органы, к которым прислушивается президент. Кого в итоге будут считать ее автором — не так важно», — сказал «Газете.Ru» глава организации «Агора» Павел Чиков. По его мнению, успешно провести реформу МВД в вакууме не удастся. «Мы очень надеемся, что вместе с реформой МВД можно будет провести и административную, и правоохранительную. Для создания муниципальной милиции необходима административная реформа, а для создания федеральной — единая реформа правоохранительных органов, а затем и всей политической системы», — считает Чиков.