На одной из олимпийских строек в Сочи на улице Таврическая два дня длится забастовка. По словам строителей, они не получают заработную плату уже три месяца.
В итоге более 160 человек отказались работать на стройке до тех пор, пока руководство не погасит задолженность хотя бы частично.
На строительстве городка для переселенцев из Имеретинской бухты, как и на большинстве олимпийских объектов, работают исключительно приезжие — специалисты и разнорабочие со всей России и из стран ближнего зарубежья. По договору генподряда, ответственность за возведение городка на улице Таврической несёт ОАО «Москонверспром». Строители считают, что московская организация «выиграла тендер мошенническими путями», и в итоге на стройке работает множество субподрядных организаций, в том числе ООО «Туапсе – солнечный дом» — наиболее крупный подрядчик, на которого работают большинство бастующих.
Строители рассказывают, что начали работать на объектах осенью 2009 года. Рабочий день на олимпийской стройке обычно начинается в восемь утра и продолжается до поздней ночи.
Условия жизни на объектах, по словам строителей, невыносимые: воды нет, биотуалеты не вычищаются, в бытовках полная антисанитария, а на обед «дают баланду».
Заработную плату заказчики первые месяцы выдавали, но меньше обещанной суммы. Проблемы с выплатами, по словам рабочих, начались с первого же дня получки, когда им недодали денег за ночные переработки. Аскарбий Цеев, один из бригадиров, заявляет, что его работники, как и он сам, не видели ни единой копейки уже с декабря. «С таким скотским отношением не может быть и не будет ни олимпийских объектов, ни Олимпиады», — сказал он «Газете.Ru». За неуплату в домах, где живут жены и дети строителей, начали отключать свет, воду и отопление. Кроме того, добавляют собеседники, многие из приезжих взяли кредит в банке, надеясь на регулярную зарплату, но теперь погасить его не могут.
В итоге 10 марта строители продолжать работы отказались.
Рабочие рассказывают, что руководство отреагировало на забастовку «негативно и неадекватно», на стройплощадке начались провокации.
«Новый начальник, уже шестой за последние три месяца, вышел к народу и стал с ними матом разговаривать, провоцировать умышленно, прямо явно. Он вызвал две бригады ОМОНа и милиции, неизвестно зачем. Но люди умные, молодцы, они сдержались», — описал «Газете.Ru» инцидент работник стройки Игорь Печорин.
По подсчетам самих строителей городка, генеральный подрядчик задолжал своим работникам и субподрядам сумму порядка 10–20 млн рублей. Сам же выигранный тендер, по словам рабочих, составил порядка 680 млн.
Директор обособленного подразделения «Москонверспром» Константин Дорофеев заявил «Газете.Ru»: «Забастовка – это шантаж». По его словам, «Туапсе – солнечный дом» требует у «Москонверспрома» выплатить порядка 9 млн, но эта цифра «выдуманная и эфемерная». По словам Дорофеева, компания вовсе не должна выплачивать никаких средств, поскольку «на сегодняшний день ни на один объект не подписаны документы». Дорофеев также добавил, что именно по этой причине заказчик — государственная корпорация «Олимпстрой» — задерживает перечисления компании.
К настоящему моменту на участке возведены 18 зданий из 24, но «Москонверспром» и «Олимпстрой» действительно ни один объект не приняли, мотивируя отказ не только претензиями к качеству работ, но также отсутствием технической документации.
Представитель «Туапсе – солнечный дом» Евгений Кравцов, поддерживающий забастовку, утверждает, что документация не подписывается с одной целью – оттянуть выплату денежных средств.
По его словам, к работам на Таврической улице сейчас приступает новая компания-субподрядчик, договора же с её предшественниками экстренно расторгаются. Руководство «Москонверспрома» намеревается выселить работников «Туапсе – солнечный дом» и прочих организаций из бытовок, утверждая, что их пребывание на территории объектов незаконно. Рабочие боятся, что после забастовки их шансы оказаться на улице увеличились. При этом у многих из строителей нет денег на обратные билеты, а паспорта «заложены в ближайшем продуктовом магазине». Тем не менее строители готовы продолжать забастовку, надеясь «привлечь таким образом внимание властей».