Дело в отношении известного московского адвоката Виталия Хавкина расследует следственный отдел Замоскворецкого района СУ СКП по Москве. В начале недели в квартире у Хавкина прошли обыски, после чего следователи его задержали. В четверг подозреваемый в мошенничестве адвокат предстал перед Замоскворецким судом, куда следователи обратились с ходатайством о его аресте. Однако суд отказался удовлетворить просьбу следствия, вместо ареста выпустив Хавкина под залог, который составил 500 тысяч рублей. «Одна лишь тяжесть предъявленных обвинений, которые являются предметом другого судебного разбирательства, не может являться основанием для заключения под стражу», — говорится в постановлении Замоскворецкого суда. «Следователь приводил доводы, что я могу оказать давление на свидетелей и на потерпевших. Но в деле нет ни свидетелей, ни потерпевших», — заявил «Газете.Ru» сам адвокат, уверенный, что его уголовное преследование незаконно.
По версии следствия, юрист Хавкин и его коллега по адвокатскому бюро «Хавкин и партнеры» Игорь Хон совершили рейдерский захват здания в центре Москвы — офисного центра, рыночная стоимость которого, по разным данным, составляет от 300 до 500 млн рублей.
Дело расследуется по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Коллегу Хавкина следователям пока не удалось найти и допросить: если его в ближайшее время не отыщут оперативники, у следствия появятся основания объявить Хона в розыск. О здании, рейдерский захват которого вменяется юристам, в материалах дела сказано, что оно имеет площадь более 1 тысячи кв. метров и принадлежало компании «Инвест резерв», которая объявлена потерпевшей стороной по уголовному делу. Адвокаты Хон и Хавкин якобы завладели зданием при помощи нанятого ими ЧОПа, выселив законных владельцев силой, а все документы подделали. Впрочем, по словам Хавкина, дело в отношении Хона расследуется с 2005 года и никак не связано с этим зданием. «На каком основании дела объединили — непонятно. Также неясно с намерением объявить Хона в розыск — может человек в отпуске или в командировке, а его уже объявляют скрывающимся», — рассуждает Хавкин. Связаться с его коллегой в пятницу не удалось.
«Я доказал в суде, что все документы подлинные, и добровольно представил данные экспертизы экспертно-криминалистического центра при МВД», — рассказывает адвокат.
Хавкин уверен, что дело против него сфабриковано его оппонентами по арбитражному процессу. Имущественный спор касается того же здания.
«Арбитражный процесс, инициированный одной иностранной компанией, которая оспаривает мое право собственности на это здание, ведется уже второй год», — рассказал юрист, добавив, что «в основе уголовного преследования лежит гражданско-правовое разбирательство». Хавкин настаивает, что обвинения ему предъявить не в чем: здание принадлежит ему на законных основаниях.
Разъясняя собственное утверждение о том, что в деле нет потерпевших, адвокат рассказал, что компания «Инвест резерв» никогда не являлась собственником оспариваемого здания, а лишь занимала в нем офисные площади. «Я сотрудникам этой компании выплатил зарплату за три месяца, а теперь меня обвиняют в силовом захвате», — разводит руками Хавкин.
Юрист Виталий Хавкин создал бюро «Хавкин и партнеры» в 1996 году. В качестве адвоката Хавкин участвовал в уголовных процессах по громким делам, среди последних разбирательств дело антисемита Александра Копцева, устроившего резню в московской синагоге. Хавкин представлял интересы одного из потерпевших. Кроме того, Хавкин известен тем, что на стадии следствия защищал председателя совета директоров АО «Красноярский алюминиевый завод» Анатолия Быкова, подозревавшегося в организации убийств и хранении оружия. К тому моменту, как дело передали в суд, Быков заключил договор с другим адвокатом. Еще один известный клиент Хавкина — Борис Немцов. В 1997 году юрист представлял интересы тогдашнего первого вице-премьера Немцова, который подал иск к нижегородскому предпринимателю Андрею Климентьеву, обвинив его в клевете.
Помимо деятельности защитника Хавкин занимался законотворчеством — он входил в группу разработчиков Федерального закона «Об Адвокатуре и адвокатской деятельности». Ему присвоено звание «Почетный адвокат».