В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) появилось управление собственной безопасности (УСБ). В середине февраля этого года такое подразделение заработало в центральном аппарате ФСИН, а на прошлой неделе директор службы Александр Реймер подписал приказ о создании соответствующих подразделений на местах. «Пока происходит комплектование штата, организация работы, так что говорить о результатах деятельности УСБ еще рано», — заранее предупредил дальнейшие расспросы глава ФСИН.
Раньше подразделения собственной безопасности во ФСИН не существовало.
Выступая перед журналистами в среду, Реймер отметил, что одним из основных направлений деятельности УСБ станет борьба с коррупцией.
«Я бы не сказал, что наша система очень коррумпированная, чрезвычайно коррумпированная, но есть попытки вступления сотрудников во внеслужебные связи со спецконтингентом», — признал директор ФСИН. Среди таких попыток недавний случай в подмосковном СИЗО № 7. Жена арестованного вора в законе Игоря Глазнева (криминальная кличка — Вова Питерский) с помощью начальника следственного изолятора пыталась пронести супругу наркотики, мобильный телефон и деньги. Против нее возбуждено уголовное дело за хранение наркотиков, начальник СИЗО отстранен от работы и подозревается в превышении должностных полномочий.
По данным, которые ранее обнародовала Генпрокуратура, всего в 2009 году против сотрудников ФСИН были возбуждены 172 уголовных дела (почти в два раза больше, чем в 2008 году). Сам Реймер на итоговой коллегии своего ведомства уточнил, что из этих дел 74 связаны с преступлениями коррупционной направленности. Среди других дел, к коррупции отношения не имеющих, материалы в отношении шестерых высокопоставленных сотрудников управления ФСИН Петербурга, которые насиловали осужденного за попытку побега из колонии и снимали процесс на видео. Дело против них уже направлено в суд. Начальник УФСИН Санкт-Петербурга и Ленобласти Владимир Маленчук отстранен от должности в декабре прошлого года. «Маленчук будет уволен из уголовно-исполнительной системы», — пообещал в среду Реймер.
«Надеюсь, что УСБ во ФСИН будет не только борьбой с коррупцией заниматься, но и борьбой с нарушениями прав человека, насилием и прочими противоправными действиями сотрудников колоний и СИЗО», — прокомментировал сообщение о создании новых подразделений правозащитник Валерий Борщев. В самом ведомстве не уточнили, кто именно будет работать в службе безопасности.
«Полагаю, это будут люди со стороны, не обремененные знакомствами и связями там, где им предстоит служить, — считает Борщев. — Сейчас в ведомстве повышенное внимание к этой сфере, проводится мощная кадровая чистка».
Директор ФСИН отметил, что новоиспеченные подразделения будут участвовать в отборе будущих сотрудников. «Прежде чем человек включается в кадровый резерв ФСИН, его проверяют в кадровом аппарате, а теперь и во вновь созданном УСБ», — сообщил Реймер.
Создание управления собственной безопасности — один из многочисленных элементов реформы ФСИН, на которую отведено 10 лет. По словам руководителя службы, в ближайшие два с половиной года в законодательство будут внесены все необходимые для ее реформирования изменения. Например, уже закончена работа ФСИН над проектом закона о принудительных работах, сейчас нормативный акт дорабатывают в Минюсте. Принудительные работы будут назначаться в виде наказания за преступления средней тяжести и нетяжкие. Приговоренные к принудительным работам будут трудиться на определенных предприятиях. «Это будет по организации напоминать спецкомендатуры советских времен», — объяснил Реймер. Первоначально планируется создать по одному исправительному центру в каждом федеральном округе РФ (после создания Северо-Кавказского федерального округа их стало восемь). «Мы сможем создать их за свой счет», — заявил директор ФСИН, пояснив, что ежегодно в колониях производят различной продукции на 25 млрд рублей. Эти деньги идут в бюджет.
Исправительные центры для осужденных к принудительным работам — это один из видов пенитенциарных учреждений, которые появятся в России после завершения реформы. Как уже сообщалось ранее, исправительные колонии общего и строгого режима полностью исчезнут, останутся только тюрьмы и колонии поселения. «Будет три вида тюремного режима, различающиеся степенью жесткости условий содержания», — пояснил Реймер. При этом колонии особого режима для осужденных на пожизненное заключение никуда не денутся: «Это готовые тюрьмы особого режима». В будущих тюрьмах в самых строгих условиях после «пожизненников» будут содержаться главари банд и преступных группировок, в том числе так называемые воры в законе. Сейчас в российских тюрьмах и колониях около 200 воров в законе, уточнил директор ФСИН.
Замена колоний на тюрьмы и поселения поможет разделить тех, кто впервые попал за решетку, и рецидивистов, убеждены во ФСИН. Сажать «новичков» отдельно стремятся и сейчас: с сентября 2009 года в рамках реализации этого принципа в другие колонии перевели 75 тысяч человек.
К концу 2010 года все, кто осужден впервые, будут сидеть отдельно от рецидивистов, пообещал Реймер.
Для этого нужно будет организовать перевод из одних колоний в другие еще 80 тысяч человек, уточнил он.
Отвечая на вопросы журналистов о применении альтернативных мер наказания, не связанных с лишением свободы, глава ФСИН вспомнил об электронных браслетах, которые в прошлом году экспериментально внедрили в колониях-поселениях Воронежской области. Тогда на заключенных надели браслеты израильского производства, приобретенные на деньги Еврокомиссии. Теперь аналоги будут производить в России: браслеты уже делают в Перми, Москве и Екатеринбурге, тоже пока в рамках эксперимента, итоги которого подведут в конце марта. Реймер отметил, что электронные браслеты и другие технические средства для ФСИН жизненно необходимы, причем чем скорее, тем лучше. Российские суды уже вынесли 60 приговоров, связанных не с лишением, а с ограничением свободы — то есть отправили осужденных под домашний арест. «Мы в общем представляем, как исполнять этот вид наказания, и начали его исполнять. Но мы подготовили проект постановления правительства, который разрешит нам использовать электронные средства контроля, чтобы не просто физический контроль осуществлять — это уже позавчерашний день», — заявил Реймер.