В четверг на итоговой коллегии Генпрокуратуры президент Дмитрий Медведев заявил, что начать масштабную реформу МВД его вынудили не только многочисленные нарушения закона самими милиционерами, но и неэффективный надзор за их деятельностью. «Необходимость такой реформы назрела давно, поводом для ее начала стали получившие значительный общественный резонанс события и преступления сотрудников органов внутренних дел», — сказал глава государства, открывая заседание силовиков, на котором присутствовали и глава Генпрокуратуры Юрий Чайка, и его первый заместитель, руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин, и другие высокопоставленные сотрудники прокуратуры.
«Все это свидетельствует о нарушениях как в организации работы самого министерства, так и в осуществлении надзора за его деятельностью», — вещал президент в зал, состоящий сплошь из синих мундиров.
Синие мундиры кивали. Кроме того что прокуроры не уследили за проблемными милиционерами, серьезной критики в их адрес не звучало. Разве что Медведев затронул вопрос раскрываемости преступлений и регистрации заявлений граждан. «У нас миллион туда, миллион сюда преступлений, ничего не понятно, что происходит», — обрисовал глава государства ситуацию с учетом правонарушений в стране. Медведев имел в виду серьезные изменения в статистике: в 2006 году в России было зарегистрировано 3,8 млн преступлений, а в 2009-м — 2,9 млн. При этом, признали участники коллегии, такая динамика связана не с резким сокращением преступности, а с пренебрежительным отношением к ведению статистики, а также к тому, что следователи часто необоснованно закрывают дела или вовсе отказываются их возбуждать. «Необоснованно приостановлено расследование полутора миллионов дел — почти половина от всех принятых к производству», — возмущался генпрокурор Чайка.
За следователей оправдывался их начальник — глава СКП РФ Бастрыкин.
Он признал, что «следователи часто принимают решение о закрытии дела после неполной проверки». Но виноваты в этом, разумеется, не они.
Бастрыкин пояснил, что срок доследственной проверки, определенный законом, слишком короткий — от трех до десяти суток. Чтобы решить эту проблему, в Госдуму уже внесен законопроект, увеличивающий срок проверки до 30 суток. Такую необходимость Бастрыкин объяснил тем, что иногда до возбуждения уголовного дела необходимо провести экспертизу — например, химическую или гистологическую, — а такие исследования занимают по 20 суток. Предложенный СКП законопроект уже принят в трех чтениях Госдумой и рассматривается в Совете федерации.
Необоснованное закрытие дел не единственная претензия генпрокурора к работе Следственного комитета. «За год направлена в суд только половина дел, находящихся в производстве. Увеличивается число нарушений закона в ходе следствия. При этом больше половины расследуемых СКП преступлений не являются тяжкими или особо тяжкими и не представляют особой сложности в расследовании», — критиковал следственное ведомство Чайка. По мнению генпрокурора, все дело в плохой организации работы СКП. «Нужно наводить порядок», — журил Чайка своего первого заместителя Бастрыкина. Кроме того, генпрокурор отметил, что следователи, раскрывая преступления, должны «предвидеть, как будут восприняты присяжными собранные доказательства».
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич, глубоко уважаемый Юрий Яковлевич!» — начал ответное выступление глава СКП Бастрыкин. Руководитель Следственного комитета в отличие от господина Чайки работу Генпрокуратуры не критиковал, а картина деятельности СКП в минувшем году получилась у него почти идиллической. Работа ведомства ориентирована не на количественные показатели, а на качественные, и вот результат: в 2009 году раскрыто 88% совершенных убийств, рассказывал он. Коррупционных дел расследовано более 9 тыс., более 1,5 тыс. уголовных дел возбуждены в отношении так называемых спецсубъектов — депутатов, руководителей органов местного самоуправления, глав избиркомов, прокуроров, судей, адвокатов, следователей.
Что касается спецсубъектов, то к ним у главы СКП еще одна претензия: по словам Бастрыкина, лица, обладающие особым статусом (их перечень дан в ст. 447 УПК), часто скрывают от следствия свой статус, а потом сообщают о нем уже в суде. Руководитель СКП напомнил, что в Госдуму уже внесен законопроект, позволяющий лишить депутата, следователя или адвоката особого статуса, если он о нем не сообщил, и, соответственно, уголовное дело против него будет рассматриваться в особом порядке. «Как минимум, эта проблема заслуживает внимания», — прокомментировал заявление Бастрыкина президент Медведев.
Эксперт «Газеты.Ru» считает, что следователи «просто пытаются облегчить себе жизнь»: они сами должны устанавливать личность обвиняемого, в том числе собирать сведения и о его статусе.
«Не понимаю, как следователь может не знать, является ли обвиняемый спецсубъектом или нет. Выяснение данных о личности, тем более с возможностями СКП, — это элементарная процедура», — прокомментировал заявление Бастрыкина адвокат Сергей Антонов, представляющий в суде интересы бывших и действующих спецсубъектов — экс-сенатора от Башкирии Игоря Изместьева и генерала ФСКН Александра Бульбова.
Облегчить жизнь СКП пообещал не только его глава, но и президент: глава государства отметил, что необходимо улучшать материальную базу Следственного комитета и прокуратуры в целом. Предложения Бастрыкина снабдить следователей, работающих на Северном Кавказе, бронетехникой и оружием, а также ввести обязательную дактилоскопию всех жителей этого региона, а позже и для всего населения России, Медведев оставил без комментариев.