В понедельник Таганский районный суд Москвы признал виновными по ч. 3 ст. 163 УК РФ (вымогательство) сотрудника московского УБОП Сергея Хаджикурбанова, в феврале 2009 года оправданного по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, и его подельника Червони Оглы.
По версии следствия, жертвой вымогательства стал начальник одного из отделов ГУВД Москвы полковник Дмитрий Павлюченков. Он был должен убоповцу крупную сумму ― около $180 тысяч. В 2006 году Павлюченков получил эти деньги частями через бывшего главу Ачхой-Мартановского района Чеченской республики, друга убоповца Шамиля Бураева, пока сам Хаджикурбанов находился за решеткой. Тогда он отбывал наказание в колонии за превышение должностных полномочий. Когда Хаджикурбанов вышел на свободу, он потребовал у сотрудника ГУВД вернуть деньги.
Следствие квалифицировало действия Хаджикурбанова как вымогательство. Согласно приговору суда, за это преступление он отправится в колонию строгого режима на 8 лет.
Его подельник Червони Оглы, признанный виновным в соучастии, приговорен к 7 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Согласно тексту приговора, Оглы и Хаджикурбанов, угрожая расправой, требовали у Павлюченкова вместо $180 тысяч $350 тысяч, а в итоге получили $50 тысяч. То, что суд признал вымогательством, защита и сами подсудимые упорно называют взысканием долгов и подчеркивают, что себе Хаджикурбанов не взял ни копейки из полученных от Павлюченкова $50 тысяч. Как пояснил «Газете.Ru» адвокат экс-убоповца Алексей Михальчик, пока Хаджикурбанов сидел в тюрьме, Павлюченков брал у его знакомых крупные суммы денег под разными предлогами. В частности, он взял по $25 тысяч у Шамиля Бураева и менеджера «Газпрома» Игоря Петропавлова ― якобы для освобождения Хаджикурбанова из заключения, но все деньги присвоил себе, говорит защитник. У того же Петропавлова, который проходит по делу свидетелем, Павлюченков взял $100 тысяч, обещая ему повышение в «Газпроме». «Он не занимал деньги, а вымогал под различными предлогами, обещая сделать то, чего не мог», ― говорит Михальчик.
«Суд неправильно дал оценку показаниям свидетелей, которые однозначно показали, что Павлюченков совершил мошенничество», ― считает адвокат.
Он ссылается на показания бывшего сотрудника ФСБ Павла Рягузова, экс-главы Ачхой-Мартановского района Бураева, менеджера Петропавлова, Лом-Али Гайтукаева, осужденного за заказные убийства, и других. Что касается требования $350 тысяч, то этого факта подсудимые и их защита не отрицает: Хаджикурбанов и Оглы специально требовали больше, чтобы должник «отдал хоть что-нибудь». «Суд в приговоре отмечает, что никто не уполномочивал Хаджикурбанова на сбор денежных средств. Но это смешно ― не доверенность же все эти люди должны были оформлять», ― пожимает плечами адвокат экс-убоповца.
Защита Хаджикурбанова в десятидневный срок обжалует приговор. Среди доводов, которые намерен привести в кассационной жалобе адвокат Михальчик, фигурирует утверждение, что действия экс-убоповца и его соучастника Оглы не могут быть квалифицированы как вымогательство, потому что «вымогать можно только те денежные средства, которые принадлежат потерпевшему, а они были им присвоены».
Напомним, что Хаджикурбанов ранее обвинялся в убийстве журналистки «Новой газеты» Анны Политковской, но в феврале 2009 года был оправдан вместе с двумя другими подсудимыми ― братьями-чеченцами Ибрагимом и Джабраилом Махмудовыми. Полковник Павлюченков в этом деле тоже фигурировал ― как «секретный свидетель». Согласно материалам уголовного дела, Хаджикурбанов, выйдя из тюрьмы за две недели до убийства журналистки и получив от Павлюченкова $50 тысяч, за оставшиеся $300 тысяч предложил должнику организовать слежку за Политковской. Павлюченков якобы отказался, вместо этого обратившись к следователям. Так он стал главным свидетелем обвинения в деле Политковской. Защита Хаджикурбанова не раз высказывала мнение о том, что уголовное дело о вымогательстве возбудили в декабре 2008 года «для подстраховки» ― когда стало ясно, что по делу об убийстве бывший убоповец может быть оправдан.