В среду Ленинский районный суд Перми вынес приговор инкассатору Александру Шурману, ограбившему Сбербанк на 250 млн рублей. Решения по своему делу на скамье подсудимых ждали помимо Шурмана еще три фигуранта: жена инкассатора Елена Шурман, его друг Дмитрий Худяков и тесть Рашид Салимжанов.
Как считает следствие, все они так или иначе являлись пособниками преступника. 25 июня 2009 года Шурман ехал вместе с коллегами в инкассаторском броневике, принадлежащем Западно-Уральскому филиалу Сбербанка. Неожиданно он достал пистолет и, угрожая старшему инкассатору Сергею Баландину и водителю-инкассатору Валерию Еловикову оружием, заставил отогнать автомобиль в лес. Там Шурман отобрал у них оружие, запер в задней кабине грузовика, а сам перегрузил деньги в заранее подогнанный Худяковым белый ВАЗ-2109 и на этой машине скрылся. Но уже на следующий день часть денег, 9 млн рублей, была найдена в квартире жены Шурмана. Следствие предполагает, что еще одни миллион инкассатор передал на хранение тестю. Но деньги у Салимжанова оперативники найти не смогли, и в итоге его не стали обвинять в пособничестве. Сам Шурман был задержан через восемь дней после ограбления в землянке в лесу Кировского района Перми.
Громкое уголовное дело против инкассатора прокуратура возвращала на доследование: в обвинительном заключении были найдены неточности процессуального характера. На заключительном заседании в среду преступление было переквалифицировано: был убран п. «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ (разбой, совершенный организованной группой). В итоге Шурман был признан виновным по п. «б» ч. 4 ст. 162 УК РФ (разбой, совершенный с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением оружия, в целях завладения имуществом в особо крупном размере).
Его приговорили к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима. Худякова обвинили еще и в нарушении ст. 33 ч. 5 (пособничество), он также получил восемь лет колонии.
Как пособник в деле значилась и Елена Шурман, которая была признана виновной также в грабеже в особо крупном размере (п «б» ч. 3 ст. 161УК РФ). Ее отца обвинили по ч. 2 ст. 175 УК РФ (приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем), убрав из обвинительного заключения ст. 316 УК РФ (укрывательство особо тяжкого преступления). Елена Шурман и Рашид Салимжанов получили условные сроки ― шесть лет с испытательным сроком три года и два года условного наказание со штрафом в 20 тысяч рублей соответственно. Суд также постановил взыскать с подсудимых в пользу банка 1 млн 145 тысяч 300 рублей. Сумму заявленного гражданского иска к пермскому инкассатору Сбербанк снизил в 156 раз по сравнению с заявленным, поскольку почти все похищенные деньги удалось вернуть.
Дело Шурмана рассматривалось в закрытом режиме. Инкассатор заявил, что на заседании будут обсуждаться подробности его частной жизни, которые он не хочет предавать огласке.
Ходатайство Шурмана поддержал и юрист Сбербанка Михаил Перевалов. По его словам, суд рассмотрит вопросы обеспечения безопасности банка, которые также должны остаться конфиденциальными. «Интерфакс» передает, что Шурманы и Худяков признали свою вину частично, Салимжанов ― полностью. Известно, что на суде были допрошены двое инкассаторов, находившихся в машине с Шурманом, а также односельчане преступников. Гособвинитель Максим Шадрин требовал для всех подсудимых более сурового наказания: для Шурмана ― девять с половиной лет колонии строгого режима, для Худякова ― девять, для жены инкассатора ― семь лет условного срока, а для Салимжанова ― два года условного срока, но со штрафом 30 тысяч рублей.
Будут ли прокуроры обжаловать приговор ― неизвестно: Шадрин заявил, что решение будет принято после того, как гособвинение ознакомиться с мотивировочной частью приговора.