В четверг в 338-м зале Мосгорсуда, где слушается дело экс-майора Дениса Евсюкова, ждали первых свидетелей со стороны защиты. Судебной тройке во главе с Дмитрием Фоминым предстояло услышать показания восьми бывших коллег и приятелей экс-майора. Первым в зал вошел подполковник милиции на пенсии Сергей Соловьев. Седой милиционер в сером пиджаке рассказал, что с подсудимым познакомился в 2002 году, когда тот пришел работать в оперативно-розыскной отдел УВД Южного административного округа (ЮАО). По словам Семенова, Евсюков проявил себя как талантливый сыщик и быстро пошел на повышение. «Работа в угрозыске, а тем более оперативная, штука неблагодарная, но он работал с удовольствием, причем без чьей-либо протекции. Когда я уходил на пенсию, я порекомендовал его на свою должность», ― рассказал пенсионер МВД. Что случилось с Евсюковым 27 апреля 2009 года, свидетель защиты объяснить не смог. «Я проработал сыщиком 30 лет, из них 25 лет на оперативной службе, и видел самых разных преступников. Евсюков не попадает ни под один из типажей: он был явно невменяемый, но стрелял не из хулиганских побуждений, не из садистских», ― резюмировал Семенов. Подсудимый, внимательно слушавший речь своего бывшего начальника в судебном «аквариуме», дежурно поблагодарил его за визит и пожелал здоровья.
Показания остальных свидетелей, которым благодарный Евсюков точно так же напоследок желал здоровья, звучали аналогично.
Бывшие коллеги подсудимого по очереди вспоминали, как вместе с бывшим начальником ОВД «Царицыно» «ловили негодяев» и сидели в засадах по 24 часа подряд.
Евсюкова они называли «достаточно авторитарным и педантичным руководителем» и «очень преданным своему делу»: служить в угрозыск экс-майор пошел вопреки воле отца, настаивавшего, что сын должен остаться служить во вневедомственной охране, где он сможет сделать более успешную карьеру. «Но я звонил его отцу и говорил, что парень создан для уголовного розыска. Он же к работе подходил творчески», ― объяснял прокурорам Амалии Костаевой и Елене Суховой бывший наставник Евсюкова в УВД ЮАО Евгений Воинов. «Возглавить ОВД в 32 года ― это серьезная нагрузка, такую должность лучше получить лет в 40, когда ты уже состоявшийся мужчина, а не молодой парень», ― подтверждал он позицию остальных свидетелей, считающих, что Евсюкова «довела работа».
Одним из последних дал показания друг Евсюкова Дмитрий Гумелецкий.
С лысым двухметровым охранником мясокомбината экс-майор познакомился при тех же обстоятельствах, что и с застреленным им водителем-частником Сергеем Евтеевым, но Гумелецкому повезло больше: по дороге они с Евсюковым выяснили, что оба являются заядлыми рыбаками и родились в один день.
«Жизнь свела. Подбрасывал голосующего человека до дома, разговорились, обменялись телефонами, а потом иногда встречались в кафе за чашкой чая», ― рассказал Гумелецкий.
Когда запас свидетелей у стороны защиты иссяк, неожиданно для всех участников заседания слово взял сам Евсюков. Бывший начальник ОВД «Царицыно» подтвердил свою репутацию педанта, о которой столько говорили его бывшие коллеги, и свою версию произошедшего в ночь на 27 апреля 2009 года зачитывал по бумажке. «Свою вину я признаю частично, так как после своего задержания я видел только кадры видеозаписи с камер наружного наблюдения. Я видел, как я стрелял в парня у входа в магазин, как таскал по супермаркету и мучал девушку, как расстрелял кассиршу. Что произошло со мной, я не знаю. Покушения на людей в магазине и милиционеров быть не могло, так как мне просто не за что было покушаться на их жизни. Убийство Сергея Евтеева я также не признаю», ― зачитал Евсюков. За время своей речи он успел трижды извиниться перед своими жертвами, правда, никто из них его не услышал ― пострадавшая Елена Дудаль покинула заседание часом раньше.
По словам подсудимого, экспертиза «заранее признала его вменяемым», так как его уголовное дело было «резонансным и заказным».
Утром 26 апреля, рассказал Евсюков, он заехал в ОВД «Царицыно», где проинструктировал личный состав, в связи с праздником Красная горка отправлявшийся патрулировать Котляковское кладбище, провел селекторное совещание и отправился в ресторан «Авиньон» справлять свой день рождения. Расслабиться милиционеру не удавалось, так как на мобильный телефон ему постоянно звонили подчиненные и сильно болела голова. «Во время застолья я выпил 350―400 грамм водки. Праздник закончился к 21.00, так как я собирался вставать на работу. Мы с супругой поехали в кафе Golden Time, где музыка играла потише. Очнулся я в углу двора. Сзади на меня кто-то навалился и потребовал отдать пистолет», ― рассказал экс-майор. Заканчивая свою речь, Евсюков покаялся и перед начальством: «Пользуясь присутствием в зале представителей СМИ, хочу извиниться перед главой МВД Рашидом Нургалиевым, и начальником ГУВД Владимиром Прониным, и всем личным составом МВД за свой поступок, которым я дал возможность говорить о сотрудниках милиции негативно». «Моя жизнь, ― подытожил Евсюков, ― после случившегося не просто переломилась ― ее не стало».
Как ожидается, более подробно о собственных взглядах на причины произошедшего 27 апреля 2009 года Евсюков расскажет на следующем заседании 9 февраля.